Недостойное сравнение достойных игр: Battles of Westeros, Tide of Iron, Memoir’44, BattleLore, Commands & Colors: Ancients

Достойный муж не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.


Прежде всего я признаюсь в своих самых теплых чувствах к играм Борга. Всем. Напомню, что Memoir’44 — игра из моего личного топа, в которую я довольно неплохо играю ;).

Кроме того, если бы их не было, то и BoW не получился бы таким интересным, а если бы не было ToI, то BoW не получился бы вообще.

Я не хотел сравнивать, но многочисленные обсуждения Battles of Westeros на различных ресурсах в Сети показывают востребованность подобного сравнения. Предвосхищая возможные вопросы, отвечу — да, я играл во все приведенные в статье игры, а некоторые из них нашли свой дом у меня на полке.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Оформление:


Здесь по большей части мы сравниваем издателей и их подход. Да, художники потрудились на славу, но почерк издателя узнается за версту.


Memoir’44 и Battlelore — Days of Wonders


Яркие, сочные компоненты. Продуманные организаторы, в которых, правда, не уместится дополнениям и несомненное преимущество превратится в недостаток при покупке многочисленных аддонов к этим играм.

Фигурки выполнены броско, с достаточным уровнем детализации. И пусть лошади в BL больше похоже на крепких пони, латники отличаются только углом взмаха меча; а специальные войска в Мемуарах — это картонные токены рядом со стандартными фигурками — это не отталкивает игрока. Почему?

Скажу про свои ощущения: в Мемуарах я вижу быстрый и простой варгейм на тему второй мировой, который во многом подчинен случаю — зачем же мне требовать от него большей детализации? Всё к месту, поэтому и не раздражает. А если приобрести AirPack, то красивая покрашенная издателем авиация и карточки-памятки по всем типам местности, войск и т.п. сглаживает некоторую угловатость. По поводу BL: мне не нравятся его яркие фентезийные цвета, уйма компонентов, которые мне не интересно использовать (жетоны Знаний, карты магии), но мне донельзя симпатичны драконы одного из дополнений к игре  ;).  Всем своим видом BL мне говорит — я яркий фентезийный мультик, нет не аниме, да нет же — не для взрослых, просто — красивый фентезийный мультик, который смотрят чтобы расслабиться. Достойный муж отрицательно покачивает головой.


Итак, за оформлению от меня Memoir’44 получает зачет в силу соответствия оформления механике.

BL — незачет из-за моей антипатии к лубочному фентези.


Commands&Colors: Ancients  — GMT games


Серьезный. Для мужчин. Ничего лишнего.

— Я варгейм! — солидно бросает мне это творение Борга, выпятив живот и прищурив хитрые глазки.

Организатор? О чем вы? Это не для мальчиков, а для мужчин! Достойный муж сам знает, как и что ему организовывать.

Компоненты: игровое поле и деревянные брусочки. На них надо клеить обозначения войск, что у меня заняло два будних вечера. Кому-то это может понравится, но не мне. Почему? Потому что мне предельно ясно, почему надо использовать токены-кубики в Ричарде 3-м — на кубики помещается вся информация по отряду. Но заштриховать в унылый песочный цвет любимую мною античность.. Нехорошо. У меня даже сложилось впечатление, что это сделано специально, чтобы взрослым дядькам вроде меня было не стыдно в неё играть, ведь мужчины, как известно, не танцуют ;). И, поверьте, это работает! Жаль, что не со мной — наверное, потому что я люблю танцевать ;-).


Незачет из-за несоответствия. Данная игра имеет простую, но хорошо проработанную механику и только выиграла бы от красивых миниатюр и более глубокого оформления.


Battles of Westeros, Tide of Iron  -FFG (Fantasy Flight Games)


В Железном Приливе мы уже видим тенденцию к проработанному «по-взрослому» оформлению. Отличные миниатюры, игровое поле, ландшафт, карты.  Но организатор… Вы слышали про достойного мужа? Ну, тогда не буду продолжать.  А теперь еще одна ложка дегтя: миниатюры сказочно хороши, но чтобы сыграть сценарий их надо вставить в подставки. Предупреждаю — подставки сопротивляются. Сказать, что это утомительно и трудно — ничего не сказать… Если бы один раз да навсегда, но это надо делать перед каждой игрой. Достойный муж с сожалением вздыхает и надолго задумывается.

Незачет — с сожалением отправляет игру на пересдачу наш достойный муж.


В Битвах Вестероса детские болезни издательства остались, несмотря на 2010 год выпуска, но работа над ошибками чувствуется. Организатор, как обычно, гордо заявляет, что у него есть плюс, пусть и только один: в него вместятся два первых дополнения. Фигурки потрясающие, но теперь FFG сместила акцент: их надо приклеить к подставкам, то есть мученья достойному мужу предстоят, но уже не перед каждым сценарием, а один раз. Много заявлений, что разноцветье фигурок рябит в глазах. Достойный муж удивлено разводит руками. Это не так. Как раз наоборот, решение использовать разные цвета для разных сторон — старая добрая практика не раз доказывающая свое право на существование. Тема проработана с блеском. Учтите, правда, что Вестерос — не кружок семерых гномов, а мрачная атмосфера человеческого пота и крови, замешанных на столкновении принципов и страстей Семерых королевств. Достойный муж с трудом сдерживает бурное проявление восхищения, предвкушая погружение в настольный Вестерос.


Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

Механика:


Здесь мы разберем каждую игру по отдельности, но очень кратко. Всё же у нас сравнительный обзор, а не подробный ;-).


Memoir’44


Отряды ходят по гексагональному полю, что типично для большинства тактических варгеймов. Приказы отдаются по трём секциям-флангам, на которые поделено игровое поле, есть несколько специальных приказов, которые могут «активировать» отряд(ы) по признакам, отличным от принадлежности к флангу. Сыграл карту-приказ — передвинулся/атаковал соответствующими отрядами. Колода приказов — общая, из которой каждый набирает свою руку . Бой реализован броском шестигранного кубика, попадание засчитывается по символу отряда или спец. символу. Схема граней кубика = 2-1-1-1-1 (пехота-танки-граната «джокер»-флаг «отступление»-звезда «спец. символ»). Сценарии редко балуют разнообразием тактических целей, что не мешает им быть при этом интересными. Набить n-медалей — вот ключ к победе практически в любом сценарии, однако первоначальная расстановка разная и ландшафт играет немаловажную роль в том, чтобы не дать заскучать настольным офицерам.


В оригинале без дополнений, которых около двух десятков игра представляет собой быстрый и простейший варгейм на тему Второй мировой, за которого можно посадить любого и не надо долго рассказывать правила и тактики — всё и так, как на ладони. Отряды с новыми возможностями, невероятное количество ландшафта, авиация, режим кампании, увеличенные карты сражения, новые колоды приказов — всё это можно привнести в игру, разорившись на соответствующие дополнения. Игра уже перестанет быть такой простой и случайной, что приведен к довольно спорной ситуации, но об этом не сейчас и не в данном сравнении.


Зачет из-за механики, которая легка для восприятия любого, даже не знакомого с настолками, при этом сложность «настраивается» с помощью аддонов. Гармонично и нет лишних элементов.

 

Battlelore


Поле и приказы — те же. Принцип расчета потерь — тот же. Схема граней кубика та же шестигранная, но уже нацелена не на род войск, а на «цвет» (зеленый, синий, красный) который в игре обозначает доспехи(?) легкие, средние, тяжелые = 2-1-1-1-1 (легкие-средние-тяжелые-щитомеч»джокер»-флаг «отступление»-огонёк «спец. символ преданий»). Те же Мемуары? Да, но уже чуточку глубже: у нас появляется необходимость держать строй, чтобы контратаковать и не отступать, цветоделение отрядов добавило разнообразия в колоду приказов. И да.. есть магия. Это несбалансированное чудо механики может в один ход нарушить статус-кво и раскромсать сильного тактика парой бросков кубика. Фентези надо уважать, а значит бояться. Справедливости ради стоит сказать, что магию можно «отключить» даже по базовым правилам, а в одном из дополнений из неё делают куда более приличную вещь, но это уже «доработка напильником», хоть и от издательства. Войска, как ни странно, не так разнообразны, как в тех же Мемуарах, но их не надо помечать токеном — каждый вид войск выполнен в виде миниатюр. В базовой игре у двух сторон войска одинаковы, как и в Мемуарах, правда появляется одно Создание — Паук. Создания (с дополнениями их больше) имеют свои особенности и действительно разнообразят геймплей. Сценарии очень похожи на Мемуарные, но есть у них то, что я в минус зачисляю — текста там с «гулькин нос»: ни историей проникнуться, ни атмосферой заразиться.


В оригинале без дополнений, которых не меньше Мемуарных, игра представляет собой неудачную претензию на хороший тактический варгейм в теме лубочного «средневекового» фентези с Пауком Страшилищем. Почему я считаю эту претензию (О, это уже не Мемуары, это почти для настолкогиков!) неудачной? Потому что в тех же Мемуарах не меньше тактических головоломок, а до уровня C&C:А BL не дотягивает. При этом объяснить, как играть посложнее, чем в Мемуарах, да и понять, как выиграть — также, разве что «отключить» элемент, который я считаю лишним — магию.  Ситуацию будут исправлять дополнения, но, если в первом случае (Мемуары) дополнения «дополняли», то в этом дополнения «исправляют». К слову, не всё легко исправить — механики, «выдернутые» из C&C:А плохо ложатся на BL, хоть и делают её лучше. Чтобы это понять стоит поиграть в C&C:А и увидеть, насколько завязаны герои и колода боя, уклонение и разнообразие войск и т. п..


Незачет из-за «лишних» механик, а в случае их включения — из-за дисбаланса.


Commands&Colors: Ancients


Поле и приказы — те же. Вместо фигурок — кубики, но принцип тот же. Принцип расчета потерь — тот же. Схема граней кубика та же шестигранная, нацелена на «цвет» (зеленый, синий, красный) который в игре обозначает доспехи легкие, средние, тяжелые = 2-1-1-1-1 (легкие-средние-тяжелые-меч»джокер»-флаг «отступления»-шлем «спец. символ героя»). Тот же BattleLore? А вот и нет. Наоборот, BL мне кажется как раз неудачной копией C&C:А, в которую было решено добавить миниатюры и магию. Миниатюры с горем пополам получились, а вот магия…, но об этом я уже написал выше.

Необходимость держать строй обусловлена не только возможностью контратаки и храбростью, но и зависимостью от колоды — герой сможет двинуть целый строй навстречу к врагу, сомкнуть ряды и получить еще ряд преимуществ. У нас есть полководцы уже в базовой игре, как и разнообразные отряды. Наша колода боя, хоть и содержит приказы «левый/правый/центр», но таковых значительно меньше и наблюдаем, что колода «завязана» на участие генералов, определенные построения и т.п. Никакой магии, не шутите с достойным мужем. В этой игре механика продумана и органична уже в базовом комплекте: уклонение, полководцы, разнообразные войска, колода приказов — всё взаимосвязано и сделано это мастерски.


Сценарии проработаны хорошо, несмотря на пресловутые «медальки-фраги» за убитые отряды. В общем-то похоже на Мемуарные сценарии: и о сражении расскажут и небольшие головоломки дадут.


Дополнения дадут прежде всего другой временной период: если в оригинале вас ввязывают в пуническую войну между Карфагеном и Римом, то дополнения откроют и гражданскую войну в Римской республике, и покорение Римской империей варваров, и завоевания Александра, и многое другое. Как мы видим, вам предлагают тот же набор механик, но в другой проекции.  Эти дополнения, как правило требуют только колоду приказов — остальное уже содержат в себе (часто игровое поле в придачу). То есть вы можете выбрать самый интересный период Античности, но распечатать колоду карт отдельно, да кубики прикупить. Кубики отдельно, кстати, есть не такие огромные, а элегантные и деревянные, помещаются в конверт и недорогой авиапочтой летят к вам.


Зачет — лучшая реализация системы Борга. Продуманная и взаимосвязанная.


Tide of Iron


Вот мы добрались и к игре, которая совсем не «Борговская», а очень FFG-шная. Поиграть в неё с любым и каждым уже не получится, эта игра требует «подготовки».

Гексагональное поле, отряды из фигурок, колоды карт, кубики — что, знакомо? А вы думали эти элементы придумал Борг? В чем же отличия? Нет деления на секции, кубики хоть и шестигранники, но формула у них другая — 5,6 засчитываются уроном, прикрытием считаются красные кубики с аналогичными результатами. Колоды карт используются для дополнительных действий и они разные — у каждого игрока свой набор. Так, с помощью колоды приказов можно навести снайпера на разгулявшегося офицера или вывести подкрепление посреди сражения, причем из-за разницы колод это будут разные стратегии и тактики — условия в сценариях у соперников разные. Что еще? Всё. Например, войска устают после хода. Игра состоит из раундов, раунды из ходов. Разнообразие войск в базовой игре восхищает достойного мужа, их взаимосвзязь — также. Ландшафтом нас не удивишь, но в игре появляется понятие разной «высоты». Что мне не нравится в игрушке, так это недоработанность исходных правил и необходимость кидать кубики горстями во время боев.

Сценарии проработаны просто мастерски: у вас разные тактические цели, «фрагами-медальками» победу не взять. Каждый сценарий — это разная игра, причем для каждой из сторон. А написано о каждом так, что вливаешься в атмосферу с головой. Вообще, я провожу аналогию с компьютерной Company of Heroes и нахожу эти игры похожими.

Дополнений к этой игре не так много, но и сами дополнения значимые и наполненные.


Зачет — Но после FAQ и эррат. Что и неудивительно: игра очень комплексная, самая сложная из представленных в обзоре.


Battles of Westeros


Поле из гексов, отряды из фигурок. Кубик.. О, кубик у нас «нацелен» на ранг отрядов от новобранцев до ветеранов (зеленые, синие, красные), но при этом он 8-мигранный и его схема следующая: 3-2-1-1-1 (новобранцы-регулярные-ветераны-флаг «отступление»-десница «джокер и спец. символ»). Колоды приказов разные и зависят от героев, участвующих в сражении, но часть их общая для двух сторон. Нет деления по секциям. Походить и атаковать отряды могут тремя путями: получив приказ от героя-командира в пределах зоны влияния с помощью сыгранной карты из колоды лидерства, сбросив карту лидерства для активации одного отряда, сыграв токен приказа. После действий отряды устают. Игра состоит из раундов, раунд из ходов противников. Отряды даны разнообразные уже в базовом наборе — только пехота и кавалерия одинаковы, с дополнениями это только развивается. Но здесь стоит отметить ключевой момент — героев! Полководцы со своими особенностями, колодами лидерства, тактиками и зоной влияния — это изюминка игры. Даже если вы не читали Мартина, не оценить проработанность данной механики невозможно. Мораль — уже не выброшенный флаг, а характеристика всего войска, которая может привести к бегству или дать другие преимущества на поле брани. Ландшафт — не новость для нас, но в BoW мы можем его предать огню. Сценарии чудесны. Они учат нас достигать целей,  а не убивать отряды. А уж атмосферны настолько, насколько это вообще возможно для настольной игры.


С дополнениями приходят и новые герои, и новые войска, но главное то, что добавляются новые механики. Опциональные механики из опубликованного после выхода игры FAQ, рекомендованы достойным мужем к употреблению: уклонение, направленное отступление, уменьшение силы отряда из-за потерь — FFG, как роковая женщина, любит открывать самое интересное понемногу.

Очень надеюсь на режим кампании (взаимосвязанных сценариев), который как мне кажется привнесет новую глубину в эту игру. С дополнениями я вижу что-то среднее между BL|Memoir и ToI подходом. Их явно будет больше, чем у ToI, но не так много как у первых.


Зачет — Лучше — после FAQ и эррат. При своей комплексности игра не потеряла динамизма и сценарий можно отыграть за часа полтора.



Утром узнав истину, вечером можно умереть.

Итоги сравнения:


Memoir’44 подойдет любому игроку, если нет антипатии к теме Второй Мировой. Те, кто кричат о том, что «секционность» добавляет в игру еще больше рандома, правы. Но они не учитывают, что игра не претендует на звание сложного и комплексного варгейма. Это простое развлечение, которое можно сделать посложнее с помощью соответствующих дополнений. И к тому же — рандом не так всесилен, как обычно про него поют. Просто поверьте мне ;).

BattleLore подойдет игрокам, которые не равнодушны к миниатюрам, любят фентези, то, которое с гномами, эльфами, драконами, но без ведьмаков и зимы, которая близко. А вот тем, кому небезразлична история, в том числе средневековая история, — не советую, рискуете «обжечься» или «заразиться» фентезифанством. Очень хорошо подойдет для того, чтобы поиграть с ребенком — пару удачных карт магии и вся ваша хитроумная комбинация летит в пух и прах — родитель и ребенок счастливы :). Проста для восприятия и не лишена «мультяшного» очарования.

Commands&Colors: Ancients подойдет игрокам, которым плевать на изыски оформления. Кубики — это благородно, мужчины не танцуют. Это для вас. Но и те, кто переживали за Цезаря и Помпея, «болели» за Спартака и Ганнибала, удивлялись победам Александра — да что там.. Я сам плюнул на не близкое мне оформление и в свое время взял экземпляр этой игры. Механика вас не разочарует. При этом доступна для понимания и не требует серьезной «подготовки».

Tide of Iron — это уже сложный варгейм. С красивыми миниатюрами, но и с дурацкими «базами», с которыми придется мучаться каждый раз перед игрой. Комплексная и непростая механика, которая порадует «подготовленных» игроков, но с наскока только отпугнет и настроит на враждебный лад. Любите тему Великой Отечественной? При этом есть время и желание? Берите. Нет? Ограничьтесь Мемуарами.

Battles of Westeros — всем, всем, всем.. Шучу, конечно. Найдут игру интересной те, кому нравится тематическое оформление, средние века (война Старков и Ланнистеров — пусть и альтернативная, но история войны Алой и Белой Розы). А также те, кому надоела «секционность», кто хочет большей глубины и готов к отходу от привычной системы Борга. Те, кто при этом еще и любят Сапковского, Мартина, Кука, рискуют получить экстаз. Достойный муж вспоминает, что надо предупредить: игра оказывает негативное воздействие на тех, кто боится английского, хотя языкозависимость у игры средняя.


Не меняются только самые мудрые и самые глупые.

Послесловие


Эволюционный скачок Battles of Westeros для меня очевиден, а вам я предоставлю самим решать так это или нет. Схожесть с играми Борга есть, но она минимальна. Поэтому если вам понравился BattleLore, трижды подумайте перед покупкой Battles of Westeros. Если в С&C:А вас смущало оформление, а Tide of Iron хотелось упростить, не превратив при этом в Memoir’44 — берите, вряд ли пожалеете.

Не слушайте тех, кто, фанатея от BL, обливает грязью другие игры, особенно те, на коробке которых размещено название BattleLore (что я считаю ошибкой Петерсона). Да, маркетинг у FFG направлен на заработок, но это приоритет любого издательства без исключений.

И напоследок: играйте и находите своё. Пусть игра дарит вам удовольствие, в обратном случае не надо никого слушать — смело избавляйтесь от неё.


Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

Примечания:


Приведенные в начале разделов цитаты принадлежат настоящему достойному мужу -Конфуцию.

Некоторых игр у меня в коллекции нет, а в отдельных случаях у меня не хватило терпенья разложить какую-то игру с самим собой, только чтобы сфотографировать ею и я воспользовался фото из BGG.

Вот список тех фотографов, чьи материалы были использованы в статье (по никнейму на BGG): Masa, GameCloset, Dj_Doom, RerednaW, PaYa, Kiov, Fran Moli, smilek ;).

Там, где проглядел в статье могут использоваться термины: аддоны, что означает «дополнения к играм» и токены — «игровые жетоны».


Ах да, забыл: всё вышесказанное мною — моё скромное мнение. Вы имеете право хранить молчание, всё что вы скажете может… Похоже мне пора спать…

Доброй ночи и хорошей охоты игры!


Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.

Апофеоз:

 

Еще раз выражу свою благодарность всем читателям и комментаторам: вы не только почтили Смалосферу вниманием, которое для неё, как для истинной женщины дороже любых наград, но и дополнили мою субъективную статью своими не менее субъективными, но и не менее ценными мнениями.

Я постарался в обсуждении ответить на все комментарии, которые были обращены ко мне, но отдельно хочу выделить следующий комментарий Александра Невского, который считаю «Светлой стороной» Силы ветки обсуждения и который представляет собой альтернативное подведение итогов данного сравнения ;):

«Всем привет и с наступающим Новым Годом! Всем душевного равновесия, здоровья и любви! А теперь по сути.

Уважаемый smilek – молодец, такого обзора еще на наших просторах не было!

Минус только один вы не смогли избежать сталкивания лбами Battlelore и BoW, и вся злоба и гнев отбросили часть обзора на темную сторону силы.)

Если на западе уже почти зарыли топор войны, и это противостояние любителей одной и другой игры потихоньку забывается, то до наших земель эта волна лишь докатилась сейчас. Конечно это ваше мнение и я его уважаю, но если вы опубликовали его, то значит и мы имеем право высказаться, да и думаю что и вам это в радость, послушать что думают остальные по данному поводу, ведь для этого и писалось.

А вот то что в таком свете выставлен Battlelore, тут может быть несколько причин, начнем с того что это обзор сравнение, значит подразумевает градацию, иначе он был бы не интересен, если бы всех хвалили или ругали. Такой выпад в сторону известной игры вызывает бурную реакцию публики, что и произошло, значит будет интересно послушать и остальных. Ну и наверное, самая достоверная на мой взгляд, вам просто не понравились те партии в которые вы сыграли, и как итог игра Вам не понравилась, на что Вы имели полное право.

Выскажу и свое мнение,
Memoir 44 – хорошая семейная игра уровня Колонизаторов, любимец семьи, чересчур распиаренная у нас, поэтому новички часто приписывают ей то чего в ней никогда не было и нет, и не будет, так как ворох дополнений лишь увеличивает сложность, но не добавляет глубины, сама суть остается той же. Но слово СЕМЕЙНАЯ, на самом деле не обидное, а как раз наоборот является комплиментом, поверьте на него заслуживают единицы, и за такой характеристикой для своей очередной игры гоняется уйма издателей.

Battlelore – все тоже самое, что и выше. Как и правильно было замечено другими собеседниками базовый набор самый богатый из всех обсуждаемых игр, плюс дополнение Call to Arms, которое вносить свое разнообразие в сценарии. Антураж и игровая вселенная отлично проработаны и их ключевые черты замечательно инкрустированы в механику. Но дороже так как тяжело достать и это добавляет ей элитарности, а соответственно и лишний позитив и негатив. Как и в случае с Memoir 44, замечательная настольная игра для всей семьи. Вместе с ToI делят первое место как самые красивые в данном обзоре. Как и в случае с BoW, замечательный подарок для любителей жанра фентези.

Commands&Colors: Ancients – Легкая военная игра глазами издателя занимающегося серьезными военными играми. Оформление, как и под стать военной форме, простое, зато удобное и практичное. Механизм тоже идеально отработан и эффективен. Продукт для семей, где есть заядлый поклонник сложных военных игр, в это всем остальным разрешено поиграть, с ним, на 8 марта, вместо очередной серьезной военной игры. Шутка, но не далека от истины. Отличная игра, для тех кто любит историю и но и не прочь расслабиться.

ToI – самая неоднозначная, игра антипод C&C: A, попытка издателя специализирующегося на америтреше издать серьезную военную игру. Оформление, парадная военная форма. Игра сложнее, у нее много нюансов, кривая обучения выше чем у всех остальных. Игра, эдакий лейтенант только что покинувший стены военного училища попадает на передовую, командовать вышедшими из окружения солдатами, но он очень старается и у него все впереди. Во всяком случае, как я думаю, все решит выходящее совсем скоро дополнение посвященное восточному фронту.

BoW – отличный выход из сложного положение в котором очутилось FFG купившие права на вселенную Battlelore, так как выпускать базовую игру по старой цене было не выгодно. Итог ,великолепная идея перенести события в популярную, и не лишь среди любителей настольных игр, вселенную, чья популярность активно набирает обороты. Выпустить соответствующую Battlelore базовую игру, конечно было не возможно, поэтому ее выпустили в два этапа, назвав вторую часть дополнением. Оформление хорошее, но из-за частого сравнения с буйством красок в Battlelore, называют блеклым, но это не так просто другая игровая вселенная. Так же смешны нападки на детализацию у Battlelore, она не хуже, просто другой стиль. Проблема с подставками у фигурок и флагами, ни что иное как повышение себестоимости, но выход тоже найден, флаги теперь можно купить отдельно, ну и зная FFG, можно предположить что скоро они будут продавать специальный клей для фигурок, который идеально подходит и специально сделан для данного вида пластика, с наклейкой содержащей логотипом издателя на упаковке. Одно, чего я не пойму, зачем было использовать именно D8, эти кубики, почти, как и D4 не созданы для того что бы катиться, понятно что этого требовала механика, хотя можно было решить и по другому эту задачу, но можно было использовать D10 с небольшими доработками. Как и в BG этим кубиком просто хотеться швырять об стену. Игровой механизм попытка уйти дальше от простой формулы Memoir 44, похвальна но как и с ToI может показаться сложной по началу, но это не так, просто обучение займет дольше времени чем у остальных. Так как вышла игра совсем недавно, пока сложно что-то сказать однозначное, но пока все отлично.

Итог по всей серии, хорошая игры, каждый выберет себе ту, чья тематика ему ближе. Но будьте готовы тратиться на дополнения. Самое главное помнить то, что вся серия, это именно настольные игры, и ни чего большего.

Тоже сугубо мое мнение.

Еще раз всех с наступающими праздниками. Автору обзора спасибо.»

Полный комментарий Alex-а

57 комментариев на «Недостойное сравнение достойных игр: Battles of Westeros, Tide of Iron, Memoir’44, BattleLore, Commands & Colors: Ancients»

  1. у меня ник таки dj_doom )))

    З.Ы. Хоть и не любитель варгеймов, но прочитал с интересом…))

      Цитировать  Ответить

  2. а де мой коммент? 8-()

      Цитировать  Ответить

  3. dj_doom,

    Исправил ошибку в никнейме.

    Варгеймы представлены такие, которые еще как могут понравиться и неваргеймерам.
    Вот, тебе Мемуары не так давно нравились :).

    По поводу «зависших» комментариев — у меня взбесился спам-фильтр: режет не глядя :). Обновлю его на выходных — и бешенство должно пройти.

      Цитировать  Ответить

  4. smilek: dj_doom,
    Вот, тебе Мемуары не так давно нравились

    мне мемуары нравились из-за скорости и простоты, а не из-за тематики (тут Беттлор выигрывал)..))) у меня отношение к ним, кстати, и не поменялось.. ))

      Цитировать  Ответить

  5. Меня эта статья очень заинтересовала. Но есть и другие, более детальные мнения на этот счёт.
    Автору всеровно спасибо

      Цитировать  Ответить

  6. dj_doom,

    А я и не говорил из-за чего они тебя нравились :). Главное, что и не-варгеймерам эти игры могут быть интересны.

      Цитировать  Ответить

  7. emoTicker,

    Есть, конечно. Но я более детального сравнения указанных игр не видел ;).

      Цитировать  Ответить

  8. Спасибо за обзор! Справедливости ради скажу, что второе издание ToI вышло с человеческими подставками, в которые солдатики влезают с комфортом и уютом!) А почему, если бы не было ToI, то BoW не получился бы вообще?

      Цитировать  Ответить

  9. Imago:

    Издатель Memoir 44 Days of Wonder а не как в теме Age of Wonders 🙂
    строго говоря GMT это GMT Games.

      Цитировать  Ответить

  10. Gravicapa:

    Сие моё скромное мнение, которое я бы и не высказал, если бы не….
    Обзор интересный, но «достойный муж» имеет предвзятое отношение к Battlelore, и в статье откровенно принижены плюсы этой игры, при чём целенаправленно. Не объективно сравнение Мемуаров и Бэттл — совершенно разная тактика, и игры совершенно разные. Откровенно «возвышены» преимущества WoB, эйфория и восхищение «сквозят» в каждой строке. И в этом нет ничего плохого, если бы не откровенное презрение и принижение Battl, что не красиво по отношению к игре. Судя по всему «учёный муж» очень мало играл в Бэттл, так как он сам признаётся в том, что он его исполнения он «не в восторге», но много в Мемуары (то, что у автора нет в личном пользовании Бэттл говорит фото — правильнее было бы сфотографировать Бэттл и WoB вместе, для большего эффекта). Могу сказать, что я продал Мемуары, так как считаю их «слабой» игрой, но это ни коим образом не мешает мне считать её «достойным» продуктом и объективно сравнивать их.
    Мне очень жаль, когда личные неприязни к какой либо игре мешают объективности в обзоре. В данной статье это ярко выражено, к моему сожалению….
    P.S. ну и кто то же должен был вступиться за игру 🙂
    «Используй того, кого считаешь своим врагом, для уничтожения истинного противника.»

      Цитировать  Ответить

  11. iggy:

    Полностью согласен с автором.
    Мемуары берут своей простотой, ССА- продуманностью правил(лучшая из борговских игр). Батллоре — кастрированный вариант ССА.ToI — тяжеловат, а BoW — почти идеален 🙂 Единственное — немного напрягают в «битвах вестероса» практически бессмертные командиры.

      Цитировать  Ответить

  12. Imago:

    CCA лучшая как по арту так и по механике, рекомендую обратить внимание на новую игру от ричарда борга Сommand and Colors:Napoleonic.

      Цитировать  Ответить

  13. rocco66:

    Спасибо за обзор, очень интересно) сам жду по почте BOW с двумя дополнениями и пока скрашиваю время чтением соответствующих статей 🙂

      Цитировать  Ответить

  14. Andrew_Kai:

    Cогласен с Gravicapa — абсолютно предвзятая в отношении BattleLore статья.
    Совершенно непонятна такая ненависть именно к этой игре. Ну не нравится что-то, почему сразу НЕЗАЧЕТ?!
    Люди, планирующие купить BattleLore, начитаются подобных статей и лишат себя удовольствия приобретения одного из лучших (и уж точно красивейших) представителей light-варгеймов в жанре фэнтази.
    На сегодняшний день BattleLore занимает 49-е место в рейтинге ВСЕХ игр на BGG. За него проголосовали тысячи человек и такое количество народу не может ошибаться.

    P.S. Словосочетание «НЕДОСТОЙНОЕ СРАВНЕНИЕ» в заглавии статьи весьма четко отражает ее суть.

      Цитировать  Ответить

  15. Meteller:

    Ну что вы прицепились к автору — напишите свой обзор и хвалите Battlelore. Человек в своем блоге высказал свое личное мнение, о чем еще и отдельно предупредил.

    Спасибо, отличный комплексный обзор!

      Цитировать  Ответить

  16. Serj:

    Andrew_Kai,

    Ну занимает 49-е место и что? В моем рейтинге BattleLore на 1049 месте. Какая то более предметная аргументация имеется?

    «и такое количество народу не может ошибаться» — случается, что все ошибаются, а один прав

      Цитировать  Ответить

  17. Andrew_Kai:

    Serj,

    Факт нахождения на высоких местах рейтинга — единственный предметный аргумент, который нельзя игнорировать, все остальное — просто словоблудие. То, что нравится одному человеку, категорически не нравится другому (и здесь в статье странно — Мемуары нравятся, BattleLore — нет, хотя они в принципе одинаковые).

    Рейтинг на BGG (я думаю ни кто не ставит под сомнение компетентность этого ресурса) четко показывает, что БОЛЬШИНСТВУ BattleLore — нравится.

    А рейтинг, где BattleLore находится на 1049 месте, он только Ваш и с реальностью не связан.

      Цитировать  Ответить

  18. Серж:

    Andrew_Kai,

    — Личное мнение это словоблудие, а рейтинг — объективность.
    — Почему?
    — Потому что так сказал Andrew_Kai, это его личное мнение.
    — А разве это не словоблудие?
    — Конечно нет, за ним ведь стоят все эти проголосовавшие с BGG…
    — Аааа… ну тогда возрадуемся и возвеселимся!

    двойные стандарты такие двойные

      Цитировать  Ответить

  19. Gravicapa:

    Ну ладно игра — тут сколько людей,с только противоречивых мнений. По правилам то же. Кстати, практически все плюсы из C&C и WoB прекрасно интегрировались в Batttle. Уже проверено на практике, о чём будет отчёт позднее.
    Но фигурки то :
    http://boardgamegeek.com/image/752459/battles-of-westeros
    Красная биомасса справа — высоко детализированная фигурка? Такое ощущение, что она ещё обтекает….
    А рахиты на лошадях, которых не кормили минимум месяца два:
    http://boardgamegeek.com/image/751204/battles-of-westeros
    http://boardgamegeek.com/image/752460/battles-of-westeros
    Это конница? Хорошо,если ветер будет попутным и сдует армию дистрофиков к неприятелю. А если фланговый, или, упаси, встречный…
    Хотя нет смысла что либо доказывать, ибо это бесполезно в данной ситуации. Была цель — расхвалить «ту» игру, которую «люблю всем сердцем», и «опустить» ту, которая лично мне не нравится. Первое вызывает только положительные эмоции, второе сводит «на нет» весь обзор. Предвзятость — вот то, почему возникает спор… Можно написать обзор, исказив и принизив всё, что есть хорошего в WoB, но тогда смысл в таком не объективном подходе? Такое мнение может высказать любой человек, вообще не игравший и не изучивший игру. И оно будет не верным. В данном случае так и происходит — автор явно не посвятил время глубокому изучению Battl, скорее наоборот — просто «опустил» игру, при этом не упомянув ни единого положительного качества. Обзор должен быть объективным, а в данном обзоре BattleLore — «мальчик для битья».

      Цитировать  Ответить

  20. Andrew_Kai:

    Серж,

    Абсолютно бестолковое общение. Пишу последний раз и больше отвечать не буду.

    1. Есть такое понятие народная мудрость — т.е. люди (народ) очень четко улавливают тенденции и могут верно (в данном случае путем создания рейтинга игр) оценить их качество. И это повторюсь будет объективных рейтинг, т.к. голосуют игроки.

    2. По поводу «один прав» — еще Макиавелли (цитату не воспроизведу, но передам смысл) писал по поводу управления государством, что НАРОД гораздо более адекватен принимая решения, чем один человек с властными полномочиями.

    P.S. Новый год скоро, так что действительно можно радоваться и веселиться.

      Цитировать  Ответить

  21. Серж:

    Andrew_Kai,

    Просто «надувать щеки» приводя при этом в качестве основного аргумента рейтинг на основе субъективных оценок, а потом выдавать это за объективный эталон, которого в этой сфере по сути и нету, действительно бестолково.
    Уважать надо чужое мнение, тщательно продуманное и детально изложенное. Это не комменты строчить.
    С новым годом!

      Цитировать  Ответить

  22. Max:

    Andrew_Kai,

    1 000 000 000 китайцев не может ошибаться, да)

    Многие, конечно, ориентируются на рейтинги на бгг, и я не исключение. Правда, стараюсь делать это с умом (читаю различные обзоры, спрашиваю мнение своих друзей, играю сам опять же у своих друзей, прежде чем покупать себе)… Но! Вы наверняка заметили, что игр очень много, кроме того очень много хороших игр (не только старых, еще и новых), а в первой сотне на бгг как это ни странно всего 100 позиций :). Чтобы новая игра хотя бы вошла в сотню на бгг ей нужно переплюнуть огромное число тех, которые там закрепились в силу длительности голосования. Поэтому частенько бывает, что хорошие, даже отличные игры сидят на каких-нибудь 413-х местах, незамеченные широкой общественностью, а игры из первой же сотни давно уже отжили свое и находятся в ней только потому, что раньше (именно что раньше) за них проголосовало много людей. Нет, это необъективный рейтинг как Вы утверждаете, хотя весьма показательный.

    Прошу прощения за оффтоп. По теме: обзор хороший! без пересказа правил) Я играл не во все и вряд ли буду, хотя определенное мнение у меня есть по поводу всех этих игр, и оно только укрепилось после этого обзора.

      Цитировать  Ответить

  23. Andrew_Kai:

    Max,

    Если игра хорошая — она встряхнет рейтинг и заставит всех подвинуться.
    Ничего не пытаясь доказать — просто примеры из того же рейтинга:
    Runewars — 36-е место
    Dungeon Lords — 42-е место
    Sid Meier’s Civilization: The Board Game — 74 место
    Claustrophobia — 78 место
    Cyclades — 95 место
    Недавно вышли, уже растолкали «стариков» и влезли в топ-100.
    (вот список на всякий случай http://www.boardgamegeek.com/browse/boardgame/page/1)

      Цитировать  Ответить

  24. Max:

    Andrew_Kai,

    А вот игры вроде как более «крутые» (только это очень «вроде как» :)):

    Puerto Rico — 2 место,
    El Grande — 11 место,
    Tigris & Euphrates — 12 место (самое, пожалуй, наглядное),
    Die Macher- 29 место,
    The Settlers of Catan — 54 место и т.д.

    Я и не утверждал, что абсолютно все новые игры не могут попасть в сотню, но такие есть и их немало. А вот те игры, которые Вы в пример привели, известны во многом из-за своих издателей или же разработчиков (почти все, к слову, на мой взгляд не очень, им как раз пониже стоило бы стоять). Да, я не спорю, если FFG сейчас анонсирует какое-нибудь настольное Diablo, то игра наверняка окажется в сотне 🙂 Уверен, что и новинку от Влаады Хватила сообщество вряд ли пропустит. А какому-нибудь King of Siam от Histogame подобного внимания не светит — рейтинг низковат (а сколько таких «королей Сиама»?).
    К тому же, некоторые «10» появляются еще до выхода игры в свет)) это, конечно, очень объективно) и не надо ссылаться на тестеров, тестеры как правило обозначают себя в комментариях к своим оценкам.
    Поэтому я считаю, что приведенный Вами список вовсе не показывает объективность рейтинга (скорее даже наоборот).

    Ссылка — это было лишнее 🙂

      Цитировать  Ответить

  25. Andrew_Kai:

    Max,

    Опять же без желания спорить.
    Если FFG и DoW (например) зарекомендовали себя как фирмы, не допускающие в производство откровенной халтуры и если их продукцию ожидают так, что ставят оценки заранее — не значит ли это, что они делают ХОРОШИЕ игры?
    Лично я King of Siam себе не купил бы. Если уж на то пошло — взял бы «Senji» (но тоже сомневаюсь).
    И в сторону от темы — рейтинг кинофильмов IMDb — ему тоже не верить?

      Цитировать  Ответить

  26. Max:

    Andrew_Kai,

    Верить очень аккуратно (как и в случае bgg), яркие тому примеры «Inception» или «Batman: The Dark Knight» (есть и примеры обратного — когда хорошие, даже отличные фильмы недооценены, потому что не являются массовыми). На всякий случай подчеркну, что это мое мнение, за истину я его не выдаю как и все сказанное до этого.

    Если у FFG и DoW есть несколько (далеко не все) хороших игр, это вовсе не значит, что и последующие их игры будут хорошими, но это значит что к ним имеет смысл приглядываться. «Хороший» издатель запросто может позволить себе выпустить проходной коммерческий продукт — ведь купят и, даже если не понравится, будут внимательно следить за будущими релизами, ожидая нового шедевра.

    Ваше право покупать все, что Вы хотите. Но не надо ссылаться на всевозможные рейтинги (пусть даже кажущиеся объективными), высказывайте свое мнение, делитесь своими впечатлениями — это намного лучше; хотя, разумеется, в конечном счете решать Вам, что для Вас лучше.

      Цитировать  Ответить

  27. Я, честно говоря, согласен с комментаторами, которые считают анализ Battlelore предвзятым, особенно на фоне Memoir’44. Почему-то аналогичные качества двух игр у Battlelore оказываются минусами или игнорируются, зато у Memoir это – зачетные плюсы.

    «Сценарии редко балуют разнообразием тактических целей, что не мешает им быть при этом интересными. Набить n-медалей – вот ключ к победе практически в любом сценарии, однако первоначальная расстановка разная и ландшафт играет немаловажную роль в том, чтобы не дать заскучать настольным офицерам.»

    То же самое можно сказать про Battlelore.

    «В оригинале без дополнений, которых около двух десятков игра представляет собой быстрый и простейший варгейм на тему Второй мировой, за которого можно посадить любого и не надо долго рассказывать правила и тактики – всё и так, как на ладони».

    То же самое можно сказать про Battlelore (ну, только заменив Вторую мировую на Столетнюю войну).

    Базовые правила Battlelore без магии – элементарны и легко объясняются любому человеку, способному воспринимать информацию.

    Включение/отключение магии – это не «доработка напильником». Это разные опции, предусмотренные игрой. Не хотите играть с магией – пожалуйста. Хотите фигачить файерболами – на здоровье. Конечно, удобно и легко обругать рэндом в данной ситуации, но объективно наличие разных опций уже в базовой игре – это скорее плюс, чем минус.

    «В базовой игре у двух сторон войска одинаковы, как и в Мемуарах, правда появляется одно Создание – Паук».

    В базовой игре есть не только паук, но также гномы (технически два, а практически – три вида войск с разными миниатюрами) и гоблины (технически три, а практически – пять видов войск, из них четыре – с разными миниатюрами).

    «Незачет из-за «лишних» механик, а в случае их включения – из-за дисбаланса».

    Окей, магия добавляет игре хаоса (что естественно), но вы же двумя абзацами выше пишете, что войска у двух сторон одинаковы. Так в чем дисбаланс? Когда на союзников «тигры» прут – как там насчет дисбаланса? Или все же бывает в битве так, что у одной из сторон войск побольше и они покруче, а у другой – поменьше и они послабее?

    Совершенно непонятен пассаж из итогов

    «а вот тем, кому небезразлична история, в том числе средневековая история, – не советую»

    в пику Battlelore. Ну да, игра не претендует на суровое воспроизведение средневековых реалий, так и задача ее не в этом. Как и у Memoir, который тем, кому небезразлична история, можно не советовать ровно на тех же основаниях.

    Я понимаю, что автор блога в своем праве писать, что ему вздумается, но уж и вы тогда извините меня за использование права комментировать: однобокость сравнения выпирает весьма заметно. Если подходить объективно, Battlelore в базовой комплектации богаче Memoir и дает игроку больше вариантов. Ну а тематическая составляющая – дело вкуса. Такие дела.

      Цитировать  Ответить

  28. Albreht:

    интерестно, сколько партий сыграл автор в BattleLore?
    любой человек имеет право на свое личное мнение, но в данном случае получилось «Пастернака не читал, но осуждаю».

      Цитировать  Ответить

  29. Albreht:

    Jasly,

    Браво!!! И спасибо за то, что высказали мои мысли 🙂

      Цитировать  Ответить

  30. filtus:

    класс.. вот это батл))) настоящий варгейм разыгрался)))

      Цитировать  Ответить

  31. Scorpius:

    Поддерживаю товарища Jasly. Всё по полочкам разложил. Анализ Баттллоре действительно немного предвзят. Но тут каждому своё. К чему то может лежать душа, а к чему то нет. Хоть ты тресни но лежать не будет. Мне вот к примеру по ряду причин не пришлась по душе C&C. Да, игра не плоха. Но по ряду причин она мне не понравилась. Причины то, сугубо моё личное мнение, и личное впечатление. И любой человек имеет право со мной не согласиться, в этих мнениях и впечатлениях. Суть в том что все вещи мы видим по разному (люди то разные), и у каждого может быть своё мнение. Пусть и по своему предвзятое с точки зрения других. Так или иначе. Это вполне нормально.
    to Albreht:
    Товарищ Смайлик насколько я помню играл толи две, толи три партии в Battlelore. Могу ошибаться но на моей памяти именно столько. Во всяком случае столько он сыграл со мной 🙂 (у других товарищей нашего клуба, насколько мне известно его нет).

      Цитировать  Ответить

  32. Scorpius:

    Да….Статья на самом деле очень понравилась. Очень ёмкая, хорошая, и подробная. Молоток.

      Цитировать  Ответить

  33. Alex:

    Всем привет и с наступающим Новым Годом! Всем душевного равновесия, здоровья и любви! А теперь по сути.

    Уважаемый smilek — молодец, такого обзора еще на наших просторах не было!

    Минус только один вы не смогли избежать сталкивания лбами Battlelore и BoW, и вся злоба и гнев отбросили часть обзора на темную сторону силы.)

    Если на западе уже почти зарыли топор войны, и это противостояние любителей одной и другой игры потихоньку забывается, то до наших земель эта волна лишь докатилась сейчас. Конечно это ваше мнение и я его уважаю, но если вы опубликовали его, то значит и мы имеем право высказаться, да и думаю что и вам это в радость, послушать что думают остальные по данному поводу, ведь для этого и писалось.

    А вот то что в таком свете выставлен Battlelore, тут может быть несколько причин, начнем с того что это обзор сравнение, значит подразумевает градацию, иначе он был бы не интересен, если бы всех хвалили или ругали. Такой выпад в сторону известной игры вызывает бурную реакцию публики, что и произошло, значит будет интересно послушать и остальных. Ну и наверное, самая достоверная на мой взгляд, вам просто не понравились те партии в которые вы сыграли, и как итог игра Вам не понравилась, на что Вы имели полное право.

    Выскажу и свое мнение, Memoir 44 — хорошая семейная игра уровня Колонизаторов, любимец семьи, чересчур распиаренная у нас, поэтому новички часто приписывают ей то чего в ней никогда не было и нет, и не будет, так как ворох дополнений лишь увеличивает сложность, но не добавляет глубины, сама суть остается той же. Но слово СЕМЕЙНАЯ, на самом деле не обидное, а как раз наоборот является комплиментом, поверьте на него заслуживают единицы, и за такой характеристикой для своей очередной игры гоняется уйма издателей.

    Battlelore — все тоже самое, что и выше. Как и правильно было замечено другими собеседниками базовый набор самый богатый из всех обсуждаемых игр, плюс дополнение Call to Arms, которое вносить свое разнообразие в сценарии. Антураж и игровая вселенная отлично проработаны и их ключевые черты замечательно инкрустированы в механику. Но дороже так как тяжело достать и это добавляет ей элитарности, а соответственно и лишний позитив и негатив. Как и в случае с Memoir 44, замечательная настольная игра для всей семьи. Вместе с ToI делят первое место как самые красивые в данном обзоре. Как и в случае с BoW, замечательный подарок для любителей жанра фентези.

    Commands&Colors: Ancients — Легкая военная игра глазами издателя занимающегося серьезными военными играми. Оформление, как и под стать военной форме, простое, зато удобное и практичное. Механизм тоже идеально отработан и эффективен. Продукт для семей, где есть заядлый поклонник сложных военных игр, в это всем остальным разрешено поиграть, с ним, на 8 марта, вместо очередной серьезной военной игры. Шутка, но не далека от истины. Отличная игра, для тех кто любит историю и но и не прочь расслабиться.

    ToI — самая неоднозначная, игра антипод C&C: A, попытка издателя специализирующегося на америтреше издать серьезную военную игру. Оформление, парадная военная форма. Игра сложнее, у нее много нюансов, кривая обучения выше чем у всех остальных. Игра, эдакий лейтенант только что покинувший стены военного училища попадает на передовую, командовать вышедшими из окружения солдатами, но он очень старается и у него все впереди. Во всяком случае, как я думаю, все решит выходящее совсем скоро дополнение посвященное восточному фронту.

    BoW — отличный выход из сложного положение в котором очутилось FFG купившие права на вселенную Battlelore, так как выпускать базовую игру по старой цене было не выгодно. Итог ,великолепная идея перенести события в популярную, и не лишь среди любителей настольных игр, вселенную, чья популярность активно набирает обороты. Выпустить соответствующую Battlelore базовую игру, конечно было не возможно, поэтому ее выпустили в два этапа, назвав вторую часть дополнением. Оформление хорошее, но из-за частого сравнения с буйством красок в Battlelore, называют блеклым, но это не так просто другая игровая вселенная. Так же смешны нападки на детализацию у Battlelore, она не хуже, просто другой стиль. Проблема с подставками у фигурок и флагами, ни что иное как повышение себестоимости, но выход тоже найден, флаги теперь можно купить отдельно, ну и зная FFG, можно предположить что скоро они будут продавать специальный клей для фигурок, который идеально подходит и специально сделан для данного вида пластика, с наклейкой содержащей логотипом издателя на упаковке. Одно, чего я не пойму, зачем было использовать именно D8, эти кубики, почти, как и D4 не созданы для того что бы катиться, понятно что этого требовала механика, хотя можно было решить и по другому эту задачу, но можно было использовать D10 с небольшими доработками. Как и в BG этим кубиком просто хотеться швырять об стену. Игровой механизм попытка уйти дальше от простой формулы Memoir 44, похвальна но как и с ToI может показаться сложной по началу, но это не так, просто обучение займет дольше времени чем у остальных. Так как вышла игра совсем недавно, пока сложно что-то сказать однозначное, но пока все отлично.

    Итог по всей серии, хорошая игры, каждый выберет себе ту, чья тематика ему ближе. Но будьте готовы тратиться на дополнения. Самое главное помнить то, что вся серия, это именно настольные игры, и ни чего большего.

    Тоже сугубо мое мнение.

    В поддержку Andrew_Kai, к сожалению у нас многие люди очень любят героически не соглашаться, с таким обидным для них, в их понимании мнением большинства. Потому рейтинг BGG ими воспринимается в штыки, а особо ценятся по их мнению недооцененные игры.

    Уважаемый Max, разрешите, вступлюсь за Tigris & Euphrates — это великолепная игра, жаль если плохое мнение о ней у Вас сложилось из-за неудачной локализации компании Смарт.

    Еще раз всех с наступающими праздниками. Автору обзора спасибо.

      Цитировать  Ответить

  34. Отличный обзор. Даже заинтересовался Commands & Colors: Ancients, люблю античные битвы. Никто не в курсе, будет ли ее переиздание с миниатюрками?

      Цитировать  Ответить

  35. Al Brauni:

    Хоть и статья мне показалась графоманской с приправой из трололо, но вообщем почерпнуть информацию можно. В любом случае, спасибо за проделанную работу автору.

      Цитировать  Ответить

  36. Andrew_Kai: Max,
    Опять же без желания спорить.
    Если FFG и DoW (например) зарекомендовали себя как фирмы, не допускающие в производство откровенной халтуры и если их продукцию ожидают так, что ставят оценки заранее – не значит ли это, что они делают ХОРОШИЕ игры?
    Лично я King of Siam себе не купил бы. Если уж на то пошло – взял бы «Senji» (но тоже сомневаюсь).
    И в сторону от темы – рейтинг кинофильмов IMDb – ему тоже не верить?    

    У ффг много плохих игр, у ДоВ в принципе игр немного, но одна треть из них — не очень. Сенджи — просто великолепна. И да, верить IMDb уж точно не стоит.

      Цитировать  Ответить

  37. Max: Andrew_Kai,
    А вот игры вроде как более «крутые» (только это очень «вроде как» ):Puerto Rico – 2 место,
    El Grande – 11 место,
    Tigris & Euphrates – 12 место (самое, пожалуй, наглядное),
    Die Macher- 29 место,
    The Settlers of Catan – 54 место и т.д.Я и не утверждал, что абсолютно все новые игры не могут попасть в сотню, но такие есть и их немало. А вот те игры, которые Вы в пример привели, известны во многом из-за своих издателей или же разработчиков (почти все, к слову, на мой взгляд не очень, им как раз пониже стоило бы стоять). Да, я не спорю, если FFG сейчас анонсирует какое-нибудь настольное Diablo, то игра наверняка окажется в сотне Уверен, что и новинку от Влаады Хватила сообщество вряд ли пропустит. А какому-нибудь King of Siam от Histogame подобного внимания не светит – рейтинг низковат (а сколько таких «королей Сиама»?).
    К тому же, некоторые «10″ появляются еще до выхода игры в свет)) это, конечно, очень объективно) и не надо ссылаться на тестеров, тестеры как правило обозначают себя в комментариях к своим оценкам.
    Поэтому я считаю, что приведенный Вами список вовсе не показывает объективность рейтинга (скорее даже наоборот).
    Ссылка – это было лишнее     

    Тигр и Ефрат — просто великолепная игра. Одна из лучших в которые я играл.

      Цитировать  Ответить

  38. что-то с цитированием как-то плохо дело обстоит, дабы мои комменты не потерялись в цитатах — продублирую здесь:

    2Max: Тигр и Ефрат – просто великолепная игра. Одна из лучших в которые я играл. Абсолютно заслуженно находится на своем высоком месте.

    2Andrew_Kai: У ффг много плохих игр, у ДоВ в принципе игр немного, но одна треть из них – не очень. Сенджи – просто великолепна. И да, верить IMDb уж точно не стоит.

      Цитировать  Ответить

  39. Друзья,
    Меня не было несколько дней. Приехал только-что… А здесь такая активность :).

    Спасибо всем за оставленные комментарии.
    Постараюсь отдельно ответить каждому, кто апеллировал ко мне, но позже.

    Сейчас же скажу, что обзор был сравнительным и отражает мою субъективную позицию. Сравнение убивает любовь, так и здесь невозможно было не «задеть» какую-то игру. Предвзятость обзора вам видна.. Рад, но я же человек 🙂 и этого не скрываю.
    Спасибо всем тем, кто так здорово дополнил статью своими комментариями.
    Отдельное мерси фанатам БЛ — кто, кроме вас еще смог бы обрисовать её достоинства так ярко ;)?

    Комментарии некоторые (2) были «в ожидании» — сейчас можете увидеть их. Простите за задержку.

      Цитировать  Ответить

  40. Max:

    Alex,

    Нет, мнение большинства для меня вовсе не является обидным. Просто я не считаю, что большинство должно обязательно быть объективным. Объективность, вообще, довольно скользкое философское понятие, это некоторое представление, абстракция, если угодно, в жизни оно не досягаемо. Все мнения субъективны и ничего плохо в этом нет, но именно поэтому для меня дорого мнение конкретного человека, а не усреднение многих.

    Еще раз: я не против рейтингов как таковых, я против того, чтобы апеллировать ими в разговоре, ссылаясь на объективность.

    Теперь начали заступаться за Tigris & Euphrates 🙂 ну что ж, я присмотрюсь к этой игре 🙂

      Цитировать  Ответить

  41. sauron:

    Здесь был комментарий, который вырезала Смайлоцензура моей рукой. Это оскорбление участников обсуждения.
    Прошу прощения, но данный тон — уже перебор на моем блоге. Смягчите и аргументируйте свою позицию, Саурон.
    С ув.,
    Smilek

      Цитировать  Ответить

  42. Andrey:

    Саурон — это автор этого «шедевра» — http://www.forum.ohobby.ru/index.php?topic=2056.0

      Цитировать  Ответить

  43. Серж:

    Andrey,

    Девушка негодует 🙂
    кто-нибудь удовлетворите ее

      Цитировать  Ответить

  44. Gravicapa:

    Ну наконец то мой комментарий про сравнение фигурок появился — значит «не со зла». 🙂
    На данный момент могу сказать автору спасибо за столь предвзятое отношение к моей любимой игре BattleLore — это побудило меня написать целую заметку про «хоумрулы», которые «внедряют» в BattleLore большинство приведённых в статье плюсов из других игр:
    http://diced.ru/?control=pages&action=view_page&n=55
    Противостояние, направленное в нужное русло, всегда эффективно и приносит пользу, причём двум сторонам.

    Удачи в будущих обзорах. Обзор, повторюсь, хороший, но предвзятость не лучший «спутник» мудрого человека 😉

      Цитировать  Ответить

  45. Gravicapa,
    Комментарий, как и некоторые другие был «в ожидании» пока я не приеду :).

    Всем:
    Я напишу подробный ответ всем участникам и вы поймете, что субъективное мнение (умеренная предвзятость) — лучший друг искреннего человека :)…
    Но это случится ближе к ночи ;), похоже.

      Цитировать  Ответить

  46. Серж:

    Gravicapa,

    ага, даже интересно было, является ли написание этой заметки именно сейчас совпадением или это «ответ достойному мужу» 🙂

      Цитировать  Ответить

  47. Gravicapa:

    To Smailek
    Я абсолютно удовлетворён Вашим первым ответом по поводу комментариев и никаких отрицательных эмоций по отношению к данному вопросу не испытываю 🙂 Это я больше для того, «чтобы поворчать» 🙂
    С удовольствием прочитаю Ваши ответы, в любом случае — то, что произошло, только к лучшему.
    To Серж
    Да, Вы правильно предположили — я подумал, что лучшим аргументом в споре будет то, что я отвечу автору его же «оружием» — проделанной работой, которая покажет моё отношение к объекту спора. Думаю, что это лучший аргумент 🙂

      Цитировать  Ответить

  48. Alex:

    Max: Alex,
    Нет, мнение большинства для меня вовсе не является обидным. Просто я не считаю, что большинство должно обязательно быть объективным. Объективность, вообще, довольно скользкое философское понятие, это некоторое представление, абстракция, если угодно, в жизни оно не досягаемо. Все мнения субъективны и ничего плохо в этом нет, но именно поэтому для меня дорого мнение конкретного человека, а не усреднение многих.
    Еще раз: я не против рейтингов как таковых, я против того, чтобы апеллировать ими в разговоре, ссылаясь на объективность.Теперь начали заступаться за Tigris & Euphrates ну что ж, я присмотрюсь к этой игре     

    Думаю если любите евро, однозначно не пожалеете, одно «но», настоятельно рекомендую западную версию. Издателей несколько, выберете ту в которой оформление больше по душе. Поклонники этой игры наиболее «читабельной», а значит дающей больше возможностей сконцентрироваться на игровом процессе, считают версию Hans im Glück, сам выбрал второе издание от Pegasus Spiele, так как там красивое оформление.

      Цитировать  Ответить

  49. MoriQuessir,

    1. Не знал про второе издание. 2-е издание ТоИ в моем вишлисте ;). Обзор писал, по 1-му изданию.
    2. Я увидел больше схожести с ТоИ, к тому же издатель все равно бы выпустил БоВ и без покупки бренда БЛ. Скоро выходит на экраны сериал по мотивам романа-эпопеи, Мартин продолжит писать, не отвлекаясь на сценарий.. Так что появление подобной игры у FFG было предначертано 😉

    Imago,

    Да, всё верно. Я поправил в статье. Спасибо.

    Gravicapa,
    Я также уважаю Ваше мнение, как и мнение остальных, что не мешает мне соглашаться с ним или нет. В статье нет откровенного презрения ;), а восхищение сдержано. А вот подобным обсуждением (почти перешли на личности ;)) мы вместе только раздуваем из мухи слона. Упрек в сторону объективности не засчитываю — мои обзоры всегда субъективны.
    Кто-то должен был вступиться за БЛ — это как раз верно, я и рассчитывал, что фанаты БЛ дополнят мой взгляд своим. Каждому — свое.

    iggy,
    Спасибо за отзыв.
    Командиры не бессмертны. Сначала попробуйте использовать правило координированной атаки из FAQ (при желании найдете перевод на Смайлосфере), а если и так покажется мало полководческой крови 😉 — сыграйте сценарий с Цареубийцей — 😉

    rocco66,
    И Вам спасибо за интерес к моим статьям.

    Andrew_Kai,
    Никакой ненависти нет. Как раз наоборот — я еще в самом начале признаюсь в своей любви ко всем играм Борга ;).
    Незачет потому что сравнение с теми, у которых зачет :). Если бы сравнивал «Поделка на тему врагейма» и БЛ, тогда у БЛ был бы твердый зачет и место на доске почета.
    Название призывает улыбнуться вслед за автором, а отражает то, о чем написано в вступлении и послесловии: игры разные, но хорошие все без исключения, поэтому можно и не сравнивать, да настроение было такое шаловливое ;). Пусть недостойно, зато искренне и честно, а кому-то еще и интересно ;).
    Meteller,
    Вам спасибо, рад, что понравилось.

    Gravicapa,
    (комментарий про «лошадок и рахитов»)
    Насчет предвзятости уже всё вроде сказал, а вот про лошадок не могу не сказать.
    Если Вы не видите насколько достоверней миниатюрки из БоВ — у меня просто нет слов ;). И всадники и лошади похожи на реальных прототипов в БВ. Низенький крепыш (гном, поди) на упитанном пони — вот ощущения от БЛ. А детализация.. Да что там.. Пусть люди смотрят (Ваши же ссылки) и сами решают. А лучше, если есть возможность, — «в живую» увидеть. Я был в свое время впечатлен, потому что в этом отношении FFG не опустила планку качества, поднятую еще в ToI.
    Jasly,
    Данный комментарий сторонника лагеря БЛ фанатов не отвечает моим представлениям, на что будет мой отдельный ответ Чемберлену с цитированием, но заставляет снять шляпу.
    Albreht,
    Я читал Пастернака. А Вы?
    Мною сыграно 5 партий в БЛ. Считаю, что, имея большой опыт игры в другие игры Борга, этого достаточно.
    Scorpius,
    Спасибо, Скорп.
    Рад, что тебе понравилось. Особенно, потому что (сейчас выдам тайну) тебе нравится БЛ.
    Этот комментарий показывает мне, что даже фанат БЛ может высказывать своё мнение спокойно и сдержано ;).
    Да, и в БЛ я играл не только с тобой, надеюсь, ревность настольщикам чужда ;).
    Alex,
    Это второй комментарий, на который отвечу отдельно. Снимаю шляпу и, думаю, что внесу ссылку на него в конец статьи, если автор (то есть Вы) согласен.
    Michael,
    По моим сведениям — нет и никогда не будет. Это GMT. Мало того, они решили и Наполеоновскую эпоху зашить в тот же «деревянный» каркас.
    К слову фанаты игры используют миниатюры, купленные отдельно. Получается очень красиво, но очень дорого :(.
    Al Brauni,
    Любой блогер — графоман. Если смотреть шире, то вообще любой, кто садится «за перо». Вот ваш комментарий это тоже графоманство ;).
    Ну а насчет второго… Да нет, просто настроение было шутливое.
    Gravicapa,
    Обязательно прочту.
    Ждите коммент-врагейма ;). Шучу. Уже просмотрел — довольно интересно, но «искусственно». Чтобы быть корректным об этом напишу на Дайседе.

      Цитировать  Ответить

  50. По поводу дискуссии о рейтинге..
    Ну, право, джентльмены, вы меня удивляете. Разве стоит в очередной раз повторять, что вкусы разные?
    Я абсолютно не согласен, что рейтингом (любым) стоит доказывать объективность точки зрения. Это всего лишь субъективная точка зрения большинства, что при этом отражает определенную тенденцию. Учитывать его (рейтинг БГГ в данном случае) надо, делать кумиром — нет.

      Цитировать  Ответить

  51. Alex,
    Это второй комментарий, на который отвечу отдельно. Снимаю шляпу и, думаю, что внесу ссылку на него в конец статьи, если автор (то есть Вы) согласен.

    Автор, то есть я) не будет против, а даже наоборот польщен. Кстати, ваш обзор окончательно меня убедил в необходимости покупки BoW, и наконец собраться с силами и дочитать первую книгу, нет, нравиться просто мало свободного времени.)

      Цитировать  Ответить

  52. AlexNevsk,

    Книжки того стоят :). А первая, как обычно, самая-самая ;).
    И BoW очень хорош. Особенно, если правила ясны. Благо, сейчас (с выходом Эрраты и ЧАВО), уже с этим ОК.

    В статье добавлена часть комментария, которая посвящена сравнению игр в обзоре.

      Цитировать  Ответить

  53. Alex,

    Моя позиция кратко по этому комментарию (который является очень неплохой альтернативой моим итогам для тех, кому нравится БЛ, например, и представлен в «апофеозе» статьи):

    BL для меня красочна и ярка, но красива.. Смотря с чем сравнивать и смотря, кто сравнивает ;). Непохожа она на Мемуары, о чем напишу в ответе Jasly в следующем комментарии.
    Элементы не отлично инкрустированы — есть «лишние механики», а значит и добавочная стоимость за них. Но об этом тоже в ответе Jasly.

    Нападки на кубики в BoW мне неясны 🙂 — кубики удобные. Вот ни разу не видел неудобства, к тому же они красивые :).
    Что неудобно — знамена поворачивать. Но как было справедливо подмечено, FFG начало выпускать альтернативные «цельнопластиковые».

    В остальном уже свою позицию выразил.

      Цитировать  Ответить

  54. Jasly: «Я, честно говоря, согласен с комментаторами, которые считают анализ Battlelore предвзятым, особенно на фоне Memoir’44. Почему-то аналогичные качества двух игр у Battlelore оказываются минусами или игнорируются, зато у Memoir это – зачетные плюсы.»

    Не совсем так. Предвзятость не отрицаю, но умеренную, свойственную мне, как автору со своим субъективным взглядом.

    Jasly:
    « «Сценарии редко балуют разнообразием тактических целей, что не мешает им быть при этом интересными. Набить n-медалей – вот ключ к победе практически в любом сценарии, однако первоначальная расстановка разная и ландшафт играет немаловажную роль в том, чтобы не дать заскучать настольным офицерам.»
    То же самое можно сказать про Battlelore.»

    Не совсем. К расстановке в Мемуарах я отношу и специальные правила различных армий (например, Фишка Комиссара), и специальные войска (например, Браденбург 800), а только после – ландшафт и прочее. К тому же, ландшафт разнообразней в Мемуарах.

    Jasly:
    « «В оригинале без дополнений, которых около двух десятков игра представляет собой быстрый и простейший варгейм на тему Второй мировой, за которого можно посадить любого и не надо долго рассказывать правила и тактики – всё и так, как на ладони».
    То же самое можно сказать про Battlelore (ну, только заменив Вторую мировую на Столетнюю войну).
    Базовые правила Battlelore без магии – элементарны и легко объясняются любому человеку, способному воспринимать информацию.»

    Вот тут не то чтобы не совсем, а совсем не совсем. В Мемуарах и C&C мы отыгрываем реальные исторические битвы уже в базе, начальными условиями приближенные к реально состоявшимся. В БЛ же… Есть расширение, которое это позволяет делать (по-моему, только одно при таком впечатляющем количестве расширений). Но, как я и говорил – это «исправляет», в то время, как расширения к другим играм «добавляют».
    Базовые правила элементарны, но зачем покупать «лишние» элементы? Покупатель игры платит за это деньги, да и в дальнейшем «обречен» поддерживать своим спросом (покупая дополнения) эти «лишние механики». И да, элементарны базовые правила, я так в обзоре и написал – в случае отключения – незачет за «лишние» механики, в случае включения – за дисбаланс.

    Jasly:
    Включение/отключение магии – это не «доработка напильником». Это разные опции, предусмотренные игрой. Не хотите играть с магией – пожалуйста. Хотите фигачить файерболами – на здоровье. Конечно, удобно и легко обругать рэндом в данной ситуации, но объективно наличие разных опций уже в базовой игре – это скорее плюс, чем минус.

    Это явный минус, о чем написано выше. «Магия» — это недоработанная механика. Мне вообще неясно, зачем Борг на это пошел, скорей всего, издательство принудило для дополнительного «осемейчивания».

    Jasly:
    ««В базовой игре у двух сторон войска одинаковы, как и в Мемуарах, правда появляется одно Создание – Паук».
    В базовой игре есть не только паук, но также гномы (технически два, а практически – три вида войск с разными миниатюрами) и гоблины (технически три, а практически – пять видов войск, из них четыре – с разными миниатюрами).»

    Да уж. Ну, просто посмотрите, как это реализовано в других играх. Я согласен с тем, что ошибся, не включив гномов и гоблинов – мне помнилось, что они приходят с дополнением, хотя сейчас я проверил – да, упустил их из виду. Но как Вам разнообразие в БВ, С&C:А, ToI? Только Мемуары в этом похожи на БЛ. Но.. Они и дешевле, и не претендуют на звание «лучшего лайт-варгейма» (слова одного из «защитников» БЛ в данной ветке). А обзор у меня комплексный и сравнительный.

    Jasly:
    ««Незачет из-за «лишних» механик, а в случае их включения – из-за дисбаланса».
    Окей, магия добавляет игре хаоса (что естественно), но вы же двумя абзацами выше пишете, что войска у двух сторон одинаковы. Так в чем дисбаланс? Когда на союзников «тигры» прут – как там насчет дисбаланса? Или все же бывает в битве так, что у одной из сторон войск побольше и они покруче, а у другой – поменьше и они послабее?»

    Поставьте вместо «магия» «лишние механики» — вот и ответ. Неужели это не читается из обзора?
    Насчет подобного дисбаланса в сценариях Мемуаров, то мне некритичен дисбаланс, заведомо мне известный и позволяющий играть от этого, как с форой, так и можно поменяться сторонами и сыграть две партии (на что и рассчитано, по-моему).

    Jasly:
    Совершенно непонятен пассаж из итогов
    «а вот тем, кому небезразлична история, в том числе средневековая история, – не советую»
    в пику Battlelore. Ну да, игра не претендует на суровое воспроизведение средневековых реалий, так и задача ее не в этом. Как и у Memoir, который тем, кому небезразлична история, можно не советовать ровно на тех же основаниях.

    Неправда. В Мемуарах всё «пропитано» историей, в БЛ – «фентези», причем «мультяшным». Почитайте просто описания сценариев – любой заинтересовавшийся сможет найти книжку сценариев и той и другой игры. Неужели нельзя видеть столь очевидное в игре, которую защищаете? Тем более, это минусы с моей точки зрения, кто-то другой может счесть это плюсами.
    И я не говорю про механику, хотя.. Возьмите АирПак, книгу кампаний, пару аддонов – Мемуары покажутся вам уже другой игрой. Но еще раз — я говорю о наполнении (текста сценариев-исторических справок, изначального расположения, ввода специальных войсковых частей (ну не было гномов, гоблинов, драконов и прочих товарищей в Столетней Войне. Впрочем да, можно назвать Паука Жанной Д’Арк и считать БЛ «историчной»). И одно дополнение в купе с хоумрулами не исправляет дела, если мы сравниваем с теми, которым это не надо.

    Jasly:
    Я понимаю, что автор блога в своем праве писать, что ему вздумается, но уж и вы тогда извините меня за использование права комментировать: однобокость сравнения выпирает весьма заметно. Если подходить объективно, Battlelore в базовой комплектации богаче Memoir и дает игроку больше вариантов. Ну а тематическая составляющая – дело вкуса. Такие дела.    

    Однобокости нет, зато есть четыребокость ;). То, что я счел минусами, другой сочтет плюсами. Мои замечания и незачеты рассматривать стоит только в разрезе сравнения с другими играми.
    Богаче Мемуаров комплектация БЛ только за счет «лишних механик» (ну и ОК, за счет гномогоблинов с Пауком). Зачем за них платить? Тому, кому нравится «магия» и «совет военачальников» — да, тому, кому не нравится (мне, например) – это «богатство» означает «деньги на ветер».
    И последнее – некоторая резкость в обзоре обусловлена резкостью комментаторов в ветках других обзоров. Именно они вырыли томагавк войны еще как только появился БВ. Так вот развенчать раздутую «элитарность» БЛ было в том числе моей целью. Это обыкновенна игра, каких на сегодняшний день немало и выбрать есть из чего.
    К слову, к «Мемуарам» никогда так не относились, как к этой редкой исключительной супер-игре. За скромность и сдержанность своих фанатов Мемуарам от меня еще и отдельный респект.

      Цитировать  Ответить

  55. Gravicapa:

    Друзья, нет смысла спорить о том, какая игра лучше — в действительности, это абсолютно бесполезная трата времени. В любой игре (несмотря на столь категоричную позицию smilek) есть что то хорошее. А так, как игры достаточно «схожи» , то можно брать механики из одной и внедрять их в свою, любимую, игру. Лучше посвятить время этому, чем попусту доказывать то, чего оппонент никогда не примет в силу своих убеждений (я про обе стороны). Посему мне есть чего сказать, но я предпочту «выйти» из этих дебатов 🙂 Лучше пойду «модернизировать» дополнение с Героями для BL — игры, которую лично я считаю лучшей. 🙂
    Всем хорошего времяпрепровождения в компании своей любимой и , по его мнению лучшей, игры.

      Цитировать  Ответить

  56. Gravicapa,

    По-моему — это пример лучшего завершения дискуссии :). Пожимаю руку и присоединяюсь к пожеланию хорошей игры 🙂

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *