Клаустрофобия. Божественная комедия устами Обреченного.

Lasciate ogni speranza, o voi ch’intrate. (Inferno, Canto III, 9)

Оставь надежду всяк, сюда входящий.

 

Credo in Deum, Patrem omnipem, Creatorem caeli et terrae. Et in Iesum Christum, Filium eius unicum, In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen. — молитва Избавителя не могла заставить замолчать страшный шепот темных недр, воскресить павшего товарища или поразить молнией небесной жуткое исчадие ада, но вселяла мужество в сердца Обреченных и сжигала липкие щупальца страха..

Сегодня я расскажу о Клаустрофобии — игре, о которой рунет-гики уже успели сложить настолкомиф: красива безумно, но кубики решают всё. Так это или нет — как обычно, решать вам, а я всего лишь приглашаю на прогулку вместе с тем, кого кличут не иначе как Обреченный.

В году 2009 от Рождества Христова сэр Крок (CROC), французский дизайнер тематических игр и просто редкий весельчак, создал настольную игру с мрачным названием «Клаустрофобия». Оформили её команда из трех художников, а выпустило игру издательство Асмодей. Чуть позже она была локализована поляками, которые как мы знаем, ценят юмор и Сапковского ;). Игра в 2010 году выступила в трех номинациях BGG, как лучшая игра для 2-х игроков, лучшая тематическая игра и лучшая инновация, также была номинантом International Gamers Award и победила в рейтинге JoTa в категории для двоих игроков. Этим список не ограничивается, но я добавлю, что при 1054 голосах на BGG игра имеет рейтинг в 7.97! Для тех, кому важно мнение западных гиков — это уже является существенным стимулом для покупки. Иным же предлагаю мой субъективный экскурс в Эль Дорадо!

Переступив границу зрелых лет,

Я в тёмный лес забрёл и заблудился.

И понял, что назад дороги нет…

Оформление

 

Вы часто встречали игру с уже покрашенными миниатюрами? Да, такие есть, но не за цену Клаустрофобии: 5-10 у.е. сверху стандартной цены и коробка с игрой Крока — ваша. Да, троглодиты — все одной масти, а фигурка демона — одна на все встречаемые в игре ипостаси, но поверьте — это очень сильно добавляет атмосферности и даже взглянув на фигурку уже понимаешь чего ждать от Обреченных Воителя и Наемника, Избавителя или Демона в окружении троглодитов. Тайлы выполнены не хуже: плотные и выразительные, они не только радуют глаз, но и подсказывают верней последней страницы правил, что скрывается за поворотом страшного подземелья.

В то же время это оформление не пугает — уж не знаю, как это удалось художникам, но ироничное отношение дизайнера передано. Паутина адских туннелей слегка улыбается игрокам и не вгоняет в депрессию. Посмотрите, например, на изображения карт Судьбы — целая колода страшных напастей, но разве они мрачны? Мне, как и Обреченному хватает напряжения в дни, когда трудимся в поте лица своего, поэтому не угнетающая атмосфера была важным фактором для обоих ;).

И это не всё: органайзер выше всяческих похвал. Он есть! Не только для карт, кубиков, тайлов — каждая фигурка получила свою индивидуальную нишу. Механика игры за две противоборствующие стороны разная и это находит своё отражение и в оформлении: у демона судьбоносный планшет, а у людей или, как я их называю, — Обреченных — оригинальные «3-D формы»-памятки для каждой фигурки. И кубики, просто черные кубики в достаточном количестве для того, чтобы кидать их горстями ;).

 

Наукой сказано твоей,
Что, чем природа совершенней в сущем,
Тем слаще нега в нем и боль больней.

Механика

 

Просто играть, но тяжело выиграть. Шахматы и блекджек. Как ни странно: и то и другое, но первого больше.

Два игрока, Свет и Тьма. Демон и Обреченный (Человек). Оба ходят по очереди и так отыгрывают раунд.  У каждого хода есть две фазы, во многом похожие и многим отличающиеся в зависимости от стороны.

Сначала, в фазу инициативы, Обреченный играет карты превосходства (если в них указана именно эта фаза , как активная) и распределяет свой бросок инициативы. Карты представляют собой набор специальных действий, которые существенно влияют на данный ход (не на всю игру, конечно), но редко попадают в руку Обреченному: гранаты, аквавита 🙂 и прочие радости редки в мире демонов и расходовать их надо умело. Распределение броска инициативы — это элегантное решение паралича выбора: бросил кубики, а теперь реши, кому из участников отчаянной экспедиции быть стеной непроходимой, кому — быстрой ланью, а кто будет крушить врагов одним взмахом своего… кхм… своей лопаты; да, да — Обреченный Воитель орудует именно таким оружием. Распределяемые знакомые параметры сила-скорость-защита подобны сосудам алхимика: из одного вытекает, да в другое вливается. Кроме того, распределение кубиков влияет на активацию Даров Господних у Избавителя. Дар, как ему и положено, может изменять ткань мирозданья, но пользоваться ими надо с умом.

После наступает фаза действия, в которой Обреченный и совершает эти самые действия своими протеже: фигурки могут походить на 1 тайл за каждое очко скорости, ударить 1 кубиком за каждое очко атаки (силы) и остановиться, полагаясь на защиту (минимальное пороговое значение кубика D-6, пробивающих её). Только люди могут исследовать подземелье, открывая новые тайлы, получая сторицей за это безрассудство, впрочем всяк сюда вхо… да вы уже знаете..

Демон не спит, а выжидает и после завершения хода Обреченных вступает в фазу угрозы. Брошенные кубики распределяются на Скрижали Судьбы, что определяет набор из доступных в этом ходу действий Демона. Всего их 12, но чаще всего Темный Властелин собирает угрозу грозовой тучей, которая расходуется на появление слуг Тьмы и тянет карты Судьбы, как заправский шулер. После наступает пора вводить в игру миньонов ада, но есть ряд ограничений: нельзя появиться на тайле с Обреченным, можно появляться только из неисследованного коридора и т. д.. Однако на каждую слабую сторону темного характера есть свой Темный Дар на Скрижали Судьбы. Если припечет хвост нашему дьяволу или дьяволице — время выпускать самого Демона. Демон встречается разного вида со своими характеристиками и способностями. Обреченный рекомендует к прочтению «Молот ведьм», если вас заинтересовала эта тема, но я напоминаю, что в 21-м веке данный трактат видится преступным издевательством на свободой личности и инструментом власти всесильной инквизиции.

После вывода слуг: троглодитов, демона, Повелитель местного ада может ими походить в своей фазе действия. Эта фаза ничем не отличается от фазы людей. Те же правила, ограничения. Разве что нельзя исследовать туннели — да и зачем, если они им и так известны ;)? Троглодит обыкновенный имеет очень скромные показатели, но давит числом, демона, чаще всего, можно ввести в игру всего лишь дважды, но этого хватает, чтобы люди ни на секунду не чувствовали себя в безопасности.

Подвержены изменению картами и способностями пара базовых правил, которые определяют тактику: нельзя содержать больше 3-х воинов с одной стороны на тайле и нельзя пройти «сквозь» противника в случае если врагов больше. Для демона есть еще и ограничения в появлении его слуг, о чем уже написано выше. Так вот, игра позволяет менять эти правила, если вы вовремя и правильно используете «козыри в рукаве», ограниченное число которых обязательно будет вам доступно.

 

Поверь — когда в нас подлых мыслей нет,
Нам ничего не следует бояться.
Зло ближнему — вот где источник бед,
Оно и сбросит в пропасть, может статься.

Игровые впечатления

 

Не даром Обреченными (дословно — Приговоренные) зовут людей в данной игре. Не даром использованы для эпиграфов строки из «Божественной комедии» Данте Алигьери и совсем не даром сэр Крок отзывается о впечатлении от своего детища следующим образом:

 

«Game must be hard for the human. They are just four guys in hell against whatever Satan feel is necessary to kill them. They must suffer. And remember, by the way, pain is so close to pleasure.

To be serious, all the scenarios are not as hard as the first one. Check also the custom teams rules.

I thought when I designed the game that if the humans feel safe it’s very anti-climatic. After having their butt kicked several times, you can make your own team and it’s easier this way.
Regards, CROC»

«Игра должна быть сложной для людей. Их всего-то четыре бравых парня в самом пекле против всех напастей, что только может измыслить Сатана. Они обязаны выжить. И помни, грань между болью и удовольствием зыбка.

Если серьёзно, то не все сценарии так тяжелы (для людей), как первый. Также советую использовать механику фор для балансирования сценариев именно под вашу игру и не забывать про механику создания собственных сценариев.

Когда я создавал игру, я думал, что будет совсем не аутентичным, если люди будут чувствовать себя в безопасности. Если вы набиваете шишки раз за разом, то не стесняйтесь использовать механику создания собственных сценариев или фор — это будет самым легким путем для оптимизации баланса сторон.

Искренне Ваш, КРОК.»

Ощущения от игры таковы: я играю в простую и недолгую игру при этом напрягая все свои извилины, чтобы выиграть. Если играю людьми ;). Однако сценариев действительно много и выбрать есть из чего. Хоть Крок и рекомендует механику фор и создание собственных, но я советую: играйте все, что есть в книге в правил и обязательно посетите сайт игры, где вы найдете сценарии на любой вкус. Не могу в очередной раз не отметить чувство юмора — в одном из «бонусных» сценариев на данном сайте вы найдете сюжет, где фляга с крепкой аквавитой оживляет Избавителя и если вы хотите выиграть — придется научить этого паладина Света пить, не закусывая.

Фактор удачи… Кубики есть? Да! Значит есть и удача, но игру не решит бросок D-6. Кости здесь для того, чтобы убрать паралич выбора. Выигрыш будет за вами, если изберете верную стратегию, люди будут готовы к удару в спину, а демон не прозевает выход Обреченных на финишную прямую выполнения цели. Будете метаться и не вовремя израсходуете драгоценные карты, способности, Дары — потеряете инициативу и можете сдаваться. Игра редко прощает ошибки (особенно людям) и кубик не вытащит из болота тактических промахов.

 

А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной
Сам человек: лишь он – источник бед,

Своих скорбей создатель он единый.

Субъективный вердикт


Каждая игра в Клаустрофобию — это путешествие в ад, исполненный так красиво, что не хочется оттуда уходить. Обреченный, вздыхая,  шепчет мне, что так погиб не один отчаянный смельчак и советует быть осторожнее.

В мифы, тем более настольные я давно не верю и вам не советую. Не заветные числа на гранях кубиков определяют победителя, а его решения. Представится возможность — обязательно спуститесь в Эль Дорадо и передайте привет Обреченному.

 

А если вами злая алчность правит,
Так вы же люди, а не скот тупой

Примечания


Высказываю свое восхищение:

славному флорентийцу из древнего благородного рода, который был одним из тех, кто сформировал литературный итальянский язык — Данте Алигьери (полное имя — Дуранте дельи Алигьери). Этот средневековый поэт не только не побоялся спуститься в ад, пройти чистилище и вознестись в рай, но и не устрашился судить тогдашнее общество, к слову не так сильно отличающиеся от нашего.

Все стихи и цитаты в эпиграфах данной статьи принадлежат его перу.

блистательному французскому живописцу — Полю Гюставу Доре, который еще в десятилетнем возрасте выполнил гравюры к «Божественной комедии», малая часть которых использована в этой статье.

31 комментарий на «Клаустрофобия. Божественная комедия устами Обреченного.»

  1. Серж:

    Образцовый обзор.

      Цитировать  Ответить

  2. великолепный обзор

      Цитировать  Ответить

  3. n0body:

    И я там был, демонов и тролей тоже бил 🙂

    Не обзор, а просто мелодия, очень атмосферно рассказал. Понравилось!
    От себя добавлю, что тайтлы тоже имеют решающие значение в вопросе выигрыша. Как показала практика (правда весьма скромная — пару сыгранных сценариев) если выложен коварный тайтл, то тут уже некуда деватся, и нужно будет через него пройти. Хотя в основном главную роль играет все же стратегия игроков, а не доля везения.

      Цитировать  Ответить

  4. Прикольная игра и замечательный обзор. Уже давно пускаю на нее слюни, но на покупку так и не отважился.
    P.S. Мне вот интересно. Игра, вроде, популярная и ей уже больше года, а расширения до сих пор ни одного не вышло. Это от того, что в игру уже нечего добавить? А то механика вроде масштабируемая.

      Цитировать  Ответить

  5. n0body: И я там был, демонов и тролей тоже бил :)
    Не обзор, а просто мелодия, очень атмосферно рассказал. Понравилось!
    От себя добавлю, что тайтлы тоже имеют решающие значение в вопросе выигрыша. Как показала практика (правда весьма скромная – пару сыгранных сценариев) если выложен коварный тайтл, то тут уже некуда деватся, и нужно будет через него пройти. Хотя в основном главную роль играет все же стратегия игроков, а не доля везения.    

    Благодарю.
    Насчет тайлов (или тайтлов :)): почти всегда тайлы на руку демону. Это надо учитывать людям. Помимо прочего совершенно не обязательно лезть в тот тайл, который открываешь, можно исследовать новый в другом коридоре. Да, есть ряд сценариев с ограничениями. как в 1-м, но никто не мешает проскочить коварный тайл со скоростью 2, например, или перекрыть дорогу демонам Воителем. Много разных тактик, но суть в том, что люди в подземелье ни на секунду не расслабляются 😉 — человек становится слабее с каждым ходом, а демон — сильнее. Ну и конечно стоит играть снова и снова 🙂 — вариативность уже «приготовленных» сценариев впечатляет.

      Цитировать  Ответить

  6. sNOwBODY,

    Спасибо.

    Механика масштабируемая.. Но стоит ли что-то добавлять? Мне нравится, когда механика проста и подгоняется под определенные сценарии. Так здесь и происходит. На сайте игры много очень интересных «нововведений», но они не нарушают базовые правила, а придают каждому сценарию свой характер.

    По поводу расширений… Мне кажется, что Крок не хочет ограничится выпуском десятка сценариев, а подумывает над таким расширением, когда будет добавлен режим кампании. Собственно, фанатами уже создано нечто подобное. Так вот, я уверен, что идея расширения готова и реализации мы дождемся в течении года. Все же стоит учитывать качество (и себестоимость) компонентов и период еще не завершившегося кризиса. Асмодею не хочется убытков ;). Что-то вроде этого говорил и сам дизайнер игры.

      Цитировать  Ответить

  7. xellir:

    А расширение обещано на лето 2011 кажется…где-то у Юры Тапилина проскакивала эта новость.

      Цитировать  Ответить

  8. Думал брать игру, но отпугнула цена и то, что игра только для двоих. Но теперь снова загорелся 🙂

      Цитировать  Ответить

  9. xellir,

    Где-то проскакивала 😉
    Если интересна кампания, то стоит обратить внимание на http://www.claustrophobia-theboardgame.com/en/?p=250
    Если хотите почитать шутки Крока о … в общем разные такие шутки и о расширении в том числе, то это здесь http://www.claustrophobia-theboardgame.com/en/?p=246
    А сама новость о том, что расширению быть — http://www.claustrophobia-theboardgame.com/en/?p=243

      Цитировать  Ответить

  10. vladimir,

    Меня как раз привлекло то, что игрушка для двоих :). А цена совсем невелика за то качество игры, которое получает покупатель.

      Цитировать  Ответить

  11. Шикарный обзор, очень приятно было почитать.
    Как раз около недели назад пришла посылка с этой игрой, пока что хочется играть еще и еще.

      Цитировать  Ответить

  12. Константин,

    Спасибо :).
    А игрушка стоящая, и также кажется очень реиграбельной (с учетом множества сценариев, конечно).

      Цитировать  Ответить

  13. smilek,

    ну я пока сыграл чуть больше десятка партий, при этом отыграны только 3 сценария из базовых правил. Пока что реиграбельность зашкаливает)

      Цитировать  Ответить

  14. Gravicapa:

    Доброго всем дня 🙂
    Вчера получил с Амазона игру, возникли вопросы. Подскажите, пожалуйста, по правилам:
    — как выбирается уровень «босса» нечисти (я так понимаю, это одна из карточек) . С троглодитами понятно — их показатели одинаковы. А показатели «боса» кардинально разные. Взял я базовый сценарий — а там ни слова про боса нет, в правилах тоже.
    — маркер ранения ставит сам игрок за людей на свой выбор? Я так понимаю — маркер начинает работать только в следующий ход, и персонаж нельзя сделать «оглушенным», если он вначале раунда им не был.
    — игрок за людей бросил кубики. Выпали одинаковые значения, например две пятёрки и две четвёрки. Я сам распределяю, куда какой кубик «положить»? Не нужно перебрасывать ничего, если значения одинаковые?

    Пока всё, спасибо за ответы.

      Цитировать  Ответить

  15. Gravicapa,

    Привет!
    Ряды Обреченных пополнились :).

    1. Демон («босс») выбирается согласно описанию в сценарии. Так, в 1-м указано, что демон — «Подземный охотник». Кроме этого, если не указано в сценарии иначе, демона можно «вызвать» лишь дважды за игру.
    2. Кхм.. Ну не совсем. Есть карты, которые меняют базовые правила, однако по умолчанию: маркер по выбору игрока-человека и сделать «оглушенным» активного нереально, потому что ранения наносятся в ход Демона, а не в ход Человека. Некоторые эффекты (например, тайл «ловушка») наносят ранения в ход активного игрока Человека, в этом случае — да, нельзя сделать оглушенным, т.е. активная линия должна быть последней при нанесении ранений. Оглушение работает всегда, но это не означает, что другие положительные эффекты не могут действовать на персонажа, например аура храбрости, благословение и т.п.
    3. Нельзя перебрасывать. Только если активирована одна из аур у Избавителя, тогда можно (этот спец. возможность).

      Цитировать  Ответить

  16. Gravicapa:

    Спасибо за ответы. Да — не выдержал, последней каплей был твой обзор :))
    Я только сегодня сяду играть, поэтому вопросов, судя по всему, может добавиться во время игры 🙂 Буду признателен за помощь.
    И спасибо за оценку моего рассказа о Нексусе — мне приятно слышать, что понравилось 🙂

      Цитировать  Ответить

  17. Gravicapa,

    Во время игры много вопросов отпасть должно :).
    Зная, что ты любишь Борга, маленький совет (мне вот было непривычно, но без этого никак): в К-ии можно (и часто просто необходимо) сначала атаковать, а потом только шагать :).
    Вот здесь ЧАВО http://www.boardgamegeek.com/file/download/66ch86ua2x/ClaustrophobiaFAQv2.pdf
    А зедсь хороший перевод правил на русский http://www.boardgamegeek.com/filepage/54299/claustrophobia-rulebook-in-russian
    Заметь, что красные способности Демона согласно ЧАВО/Эррате можно использовать раз за ход, а не раз за игру, как написано в правилах.

    А дневник космодесантника получился просто великолепным, я давно о настолках такого не читал.

      Цитировать  Ответить

  18. Gravicapa:

    Спасибо за ссылки — сегодня отыскал переводы всего (доски Демонов, перевод всех карт, правила, основные и дополнительные сценарии). Только всё разрезал и рассортировал. Сегодня уже не сяду играть, завтра спокойно разложу партию… Первые впечатления — просто великолепное исполнение компонентов и достаточно лёгкие правила, надеюсь игра не разочарует 🙂 Минус — много места надо. По атаке и передвижению я понял, интересный подход…

      Цитировать  Ответить

  19. Gravicapa:

    Разобрался со всем, кроме
    — сценарий «Выжившие». Когда тайл со спрятанной вещью выкладывается на стол, игрок и т.д…..
    Что это за тайл? Это где сундук нарисован?

      Цитировать  Ответить

  20. Gravicapa:

    И в дополнение:
    по сценарию кубик «доходит» до значения 10, затем кладётся случайный тайл (это 11), а затем кладём тайл «выхода»? Верно? А если последний тайл будет «тупик», то куда класть «выход»?

      Цитировать  Ответить

  21. Gravicapa:

    Ну и коли редактировать нельзя, то ещё вопрос:
    — доска демона, число «7» — я так понимаю, что можно вести троглодитов или демона в игру по общим правилам, но на тайле с фигуркой человека? то есть снимается ограничение?

      Цитировать  Ответить

  22. Gravicapa,

    1. Это тайл с сундуком. Таких четыре в стопке тайлов. На них и нарисован сундук, кроме того на них спец. символ, как указано в памятке (тоже в виде сундучка).
    2. Да нет. После 10-го идет уже выход. Конкретно на этот вопрос есть ответ в ЧАВО, я мог уже подзабыть. Насчет того, что делать, когда тупик — Демон выбирает тогда ближайший тайл с неоткрытым коридором и кладет туда кубик.
    3. Да — Зов крови, по-моему. Да, Демон снимает ограничение.

    PS: Все никак не прикручу редактирования аддон, но есть функция предпросмотра 😉

      Цитировать  Ответить

  23. Gravicapa:

    Спасибо!
    Всё понял, кроме первого пункта — при открытии каждого из четырёх тайлов с сундуком я беру карту? Просто в комплекте ещё жетоны есть с сундуками….
    Возникают вопросы постепенно, поэтому разрыв во времени и предпросмотр не помогает 🙂
    Спасибо ещё раз за разъяснения.

      Цитировать  Ответить

  24. Gravicapa,

    Да, и в этом сценарии это единственный способ взять карты превосходства людям. Кстати, и это может быть ограничено правилами сценария (КРОК сделал игру для людей жестокой :).

    Насчет редактирования.. Ну прикручу как-нибудь, вскоре. А сейчас можно на Смайлофоруме завести ветку — там будет и редактирование и все остальные полезности (как зарегистрируешься, я сменю группу на доверенную и будет без предмодерации).

      Цитировать  Ответить

  25. Gravicapa:

    Сыграл две партии вчера и две сегодня. Великолепная игра! Атмосферная и красивая. Сегодня вечером сыграю ещё партию — пока отыгрываю первый сценарий и каждый раз всё по новому! Большое тебе спасибо за подсказки, разобрался со всем, на форуме зарегистрировался, буду спрашивать теперь там, если возникнут вопросы.
    P.S.
    Отчёт написал, надеюсь тебе понравится — пришлось почитать немного истории 🙂 Есть там пара неточностей в фотографиях, но не от незнания правил а для атмосферы 😉

      Цитировать  Ответить

  26. Gravicapa,

    Понравилось :).
    Исповедь Избавителя об отчаянном предприятии на розовом диване 😉

      Цитировать  Ответить

  27. Понравился обзор, видно что игра интересная и нужно играть!)

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *