Battles of Westeros. История одного рыцаря.

Все знают, что я люблю Мартина и Battles of Westeros — игра 2010 для меня. Мало того, игра наверняка останется для меня лучшим тактическим варгеймом с миниатюрами на тему средневековья еще долгое время. Много чего сказано про неё, в том числе мною. Что нового в этой статье? Все и ничего.

Я люблю эту игру, но постараюсь быть объективным настолько, насколько это возможно. О правилах будет немного (хотите больше — смотрите видеорассказ и читайте правила, которые уже переведены на русский язык, о чем ниже), зато я вскрою недостатки игры, сделаю акцент на достоинствах. Самых терпеливых будет ожидать обзор дополнений и, конечно, мой субъективный вердикт.

Но и это не всё: вместо ставшего привычным эпилога, где я вспоминаю людей значимых на полотне истории, будет приведена ссылка на русскоязычные правила оригинальной игры и расширений, карточки героев, и высказана благодарность коллективу энтузиастов, приложивших к этому руку. В данной версии перевода исправлены некоторые опечатки и ошибки, учтена эррата последней редакции и добавлены расширенные правила.

«Будь требователен к себе и снисходителен к врагам»

И было это так…


Игра имеет необычную историю. Изначально, вдохновленная успехом BattleLore Ричарда Борга издательство Fantasy Flight Games заявило о намерении выкупить указанную игру у издательства Days of Wonder. Сказано — сделано. Однако, купив права на издание, FFG заявило о чрезмерной дороговизне выпуска и до сих пор томит фанатов BattleLore ожиданием переиздания. При этом расширения к BattleLore через некоторое время стали выпускаться с завидной периодичностью. Это создало искусственный дефицит на рынке, что послужило поводом для всевозможных спекуляций, в том числе и со стороны игроков.

В то же время один из лидеров настолкоиздания не мог просто переиздать купленную игру, а решил выпустить свой BattleLore. Однако время шло и постепенно стало ясно, что игра будет другой, совсем другой. И тут бы взять и отказаться от атавистической надписи на коробке, включить дополнительные правила сразу, как часть базовых и прекратить ставшую нездоровой спекуляцию. Но нет, Battles of Westeros получила в наследство от BattleLore лейбл на коробку, налив красным глаза фанатов Предания Битвы (BattleLore). Роберт Куба вместе с командой художников: Томашем Едружеком и Хенингом Людвингсом вряд ли остались довольны решением Петерсона. Особенно учитывая, что игра получилась глубже, продуманней и красивее. Просто поверьте мне, а лучше — сыграйте ;).

На данный момент, игра имеет рейтинг 7.91 при 457 оценок на самом известном рейтинге настолок — BoardGameGeek. Была номинирована в нескольких категориях на различных ресурсах. К слову, на одном из крупнейших русскоязычных ресурсах — Настолкомании гран-при ею таки был взят. Игра обзавелась двумя дополнениями и было анонсировано еще одно, а потом еще одно ;), число тех, кто полюбил её, растет и будущее её видится исключительно благоприятным.

 

«Будь храбр и честен, этот удар последний, который ты оставишь без ответа»

Что скрывается в коробке

 

Компоненты и правила детально рассмотрены у меня в видео-рассказе. Так что об этом будут только краткие выводы.

Компонентов много, сделаны они со вкусом. Мрачная атмосфера средневековья передана очень хорошо: нарочито тусклые тона явно намекают, что здесь всё по-взрослому и мультяшность BattleLore осталась в прошлом. Обошлись без гламурных гоблинов, гномов и прочего магофентезийного контента ;-), даже на игровой доске если присмотреться мы увидим лужицы крови. Токенов очень много, но механика игры такова, что без такого разнообразия обойтись сложно. Кубики стали восьмигранными и это также имеет привязку к механике игры. По сравнению с играми Борга новых элементов слишком много но это и неудивительно, потому что механики игр разные и решение поставить логотип BattleLore на эту игру Петерсон явно принял сгоряча.

Теперь о самом неоднозначном: фигурки надо клеить собственными силами к подставкам. Мы удешевляем таким образом игру — заявляет FFG, но лучше бы она стоила на пару баксов дороже — скажу я. Так как выбора нам не дали, то клеить придется. Я использовал самый распространенный и дешевый клей для пластмасс с приставкой «Супер» ;-). Часа четыре вашего труда и армии Великих Домов ждут сигнала к бою! А вот сами фигурки выполнены лучше аналогов из игр Борга. По уровне детализации они похоже на фигурки из Tide of Iron и прочие игры с миниатюрами от FFG. Ланнистеровские войска выполнены из красной пластмассы, а Старки — из светло серой, герои, независимо от принадлежности Дому, — темно серые. Нам явно предлагают покрасить наших храбрых командиров.


И однозначный минус, свойственный всем играм от FFG — непродуманность организатора. Мало того, такими мелочами явно предпочитают не заморачиваться в одном из самых крупных издательств настольных игр. Неприятно, но привычно. Да и плюсы всё же есть — в эту же коробку вместятся оба дополнения: Wardens of the West и Wardens of the North.

 

«Защищай обездоленных и слабых — в этом найдешь оправдание мечу, которым тебя опоясываю»

Механика игры

 

Механика очень хороша, особенно если играть с теми нововведениями, которые приведены в официальном ЧАВО от издательства. Мы видим комплексную и наполненную военно-тактическую игру, которая при этом воспринимается не сложнее C&C:Ancients! Партия идет часа два. Сценарии проработаны прекрасно и каждый из них — новая головоломка для игроков. А если наскучит — генератор сценариев в виде скирмиш карт придет на помощь.

Магии нет, секций и соответствующих карт — нет. Есть карты лидерства с их приказами, тактиками. Есть герои с их способностями и зоной влияния (контроля), есть раунды и усталость отрядов. Да, есть разнообразные отряды для каждого Дома и они бывают трёх цветов, так привычных нам по играм Борга: зеленые (новобранцы), синие (регулярные войска), красные (ветераны). Множество способностей у этих войск уже в базовой игре не может не радовать. А вот разнообразие ландшафта вряд ли удивит. Зато где вы могли это ландшафт разрушать? Вестероские леса и дома горят, а Великие Дома не чураются пройтись не только мечом, но и огнём по приглянувшимся землям. Помните путешествие Арьи? Хотя что там.. Вся игра дышит Мартиновским миром и те, кому нравится «Песнь льда и пламени» не останутся равнодушными.

«Безумству храбрым поём мы песню» — В игре серьёзную роль играют командующие, которые представлены героями из книг Мартина. Появление Жанны Д’Арк повернуло столетнюю войну в другое русло, так и здесь: командир на поле брани во многом определяет характер всего сражения. Командующий привносит свои карты лидерства, отдает приказы близлежащим войскам, использует свои умения на благо своего Дома. Потеря командующего свяжет руки игроку, но сценарии проработаны так тщательно, что там, где необходимо держаться до последнего вздоха, вам будет дан именно такой стойкий лидер, а там, где надо крушить знать направо и налево — вам выдадут Цареубийцу, который, вы увидите, оправдает имя, данное ему народом. Способности героев очень разнообразны — следует обращать самое пристальное внимание на них перед началом сражения.

Как же игра идёт, спросите вы. Смотрите мой видеорассказ, если хотите подробностей, а вкратце всё очень просто:

  • Выбираем сценарий, строим его согласно описанию. Это займет до 30 минут, если сценарий играется впервые — условия очень разные в каждом и крайне желательно определиться со стратегией до начала игры. Не забывайте, что большинство сценариев не позволят получить победу по количеству потерь: забудьте о медалях, в мире Вестероса балом правят тактические и стратегические цели!
  • Начинаем 1-й раунд, который как и все последующие будет состоять из череды ходов противников. Ход инициируется картой лидерства или токеном приказа. В ход мы можем походить и-или ударить несколькими отрядами, что зависит от карт лидерства, зоны влияния героя и вашего желания. Ходим, пока оба игрока не скажут, что они — пасс.
  • Конец раунда и время определить не достиг ли кто условий победы, подсчитать победные очки (если они определены сценарием), сбросить лишние карты лидерства, токены приказов.
  • Новый раунд начинается с того, что мы «освежим» все войска — уставшие в прошлом раунде смогут биться в новом, получим новые карты лидерства, токены приказов и ринемся в бой снова.

Просто? Да! А вот правила написаны по FGG-шному, то есть — плохо. Много картинок, много текста, но хуже всего — много неточностей. Хорошо, что все неточности решены официальным FAQ от FFG. Перевод которого я выложил в отдельной статье, а коллектив переводчиков (вместе со мной) включил в объемный и полный документ, о котором вы прочитаете в эпилоге.

 

«Говори правду, как бы сладка не была ложь»

Недостатки игры и то, что ими может быть

 

Впечатления самые положительные. «Я це люблю» — рекламируют у нас Макдональдс, а когда меня спрашивают про эту игру первое, что приходит на ум — этот слоган ;-). Поэтому впечатления опущены, но..

  • Коробка и организатор представляют собой просто картонки с красивой обложкой. FFG не задумалась о том, что выступающие части фигурок гнутся, если не хранятся в специальном организаторе (о, не подумайте дурного — это копья, алебарды и подобное).
  • Фигурки надо клеить к подставкам. Гнутся, если не хранить в организаторе. Флагштоки иногда вырывает из подставок при повороте знамени (а поворачивать надо часто). Во всем остальном не верьте — они хороши и красивы.
  • Время подготовки сценария часто не меньше, чем в такой комплексной игре, как Прилив Желез и доходит до 20 минут при всей сноровке. Особенно много времени уходит на сбор знамен (в прямом и переносном смысле :)). И хоть в помощь многие накладные гексы сделаны смежными, а новые знамена обещают продавать уже в марте, но осадок остается.
  • Правила и ошибки на некоторых картах. По FFG-шному написанные правила вызывают как всегда немало вопросов. ЧАВО и энтузиаст, который все расскажет — решение проблемы.

То, что нравится одним — не нравится другим. Ниже я постарался обозначить именно такие характеристики:

  • Атмосферность. Вся игра пронизана духом книг о Вестеросе: знакомые герои ведут армии в бой, Дома обладают своими характерами, а сценарии во многом иллюстрируют знаменитую войну пяти королей (на данный момент, только двоих, правда). Как ни странно, но это может отпугнуть тех, кто не знаком с книгами Мартина.
  • Зависимость от языка. Но в очередной раз, обращаю внимание на то, что команда энтузиастов перевела на русский язык правила и карточки игры, о чем подробнее написано в эпилоге.

Всё, что я не считаю недостатком можете смело засчитывать в преимущества. Вот такая презумпция достоинств от меня для моего настольного фаворита в 2010 году ;).

 

«Будь верен своему сюзерену и Семерым не щадя живота своего».

Расширения к игре


На данный момент выпущено два расширения к игре: Хранители Запада и Хранители Севера.

В первом нас ждут три новых героя Ланнистеров: Бес, Пес и Диван (бородатый, а не удобный), а также три вида новых войск: упрямые пикинежи Бракса, смертоносные на близком расстоянии арбалетчики Клигана и трусливая, но плотная масса ополченцев Бобрового Утеса. Кроме того вы получите несколько новых механик, которые найдут свое развитие в дальнейшем:

  • построение отряда, меняя которое в фазе перераспределения мы придаем новые свойства отряду, забирая при этом старые,
  • карты гамбита, которые придут на смену механике инициативы (momentum) и добавят эффект «козыря в рукаве»,
  • катапульты, которые хоть и выглядят интересно, но настолько рандомны, что так и хочется добавить какой-нибудь homerule.

Сценариев с дополнением идет три. Они достаточно интересны, самым оригинальным мне, как ни странно, показался первый (11-й), где Ланнистерам придется здорово напрячься, используя новые и старые механики, чтобы выиграть это один из самых быстрых и тактически интересных сценариев. Однако, и остальные очень интересны и раскрывают нововведения полностью. Чего стоит только Тирион со своими горными кланами в 12-м ;).

 

Во втором мы получим симметричный 1-му Ланнистерскому набор Старков.

Героев: Родрика Касселя, стойкого защитника, Маленького Джона, который командуя кавалерией может устремится в погоню даже при контратаке, и Галварта Глобера — закованного в тяжелую броню Хранителя Севера, умеющего грамотно распределять приказы армии.

Отряды: Уланы Последнего Очага, которые умеют формировать, как обычный линейный строй, так и смертоносный клин, Воины Трезубца Мандерли, умеющих обезоруживать врага и которых побаивается даже кавалерия, и Девы Щита Мормонт — лучшие защитники Вестероса.

Из новых механик мы получим:

  • защитную позицию, реализованную с помощью жетонов защиты
  • разоружение, которое также серьезно защищает отряд
  • местность — топь, в которой отряды вязнут и становятся уязвимыми для стрелков
  • развитие карт гамбита и механики построений отрядов

Сценарии также, как и в первом расширении раскрывают нововведения элегантно, но настойчиво.

В итоге, у меня сформировалось стойкое ощущение, что эти два расширения просто обязаны были быть включены в базу, но по коммерческим соображениям издатель FFG этого не сделал. Кроме того, расширения являются stand-alone и сыграть партию с новыми героями, войсками, местностью из обоих расширений — получится только в формате skirmish, а эпические сценарии и режим кампании от дизайнера пока остаются пищей для надежд. Это причины того, что я снизил на балл оценку обоих дополнений в рейтинге BoardGameGeek.

 

«Не бойся смерти и помни, что храбрыми не рождаются, а становятся».

Субъективный вердикт

Battles of Westeros — это достаточно глубокая военно-тактическая игра в мрачноватой атмосфере альтернативного средневековья, где кровь — единственная плата за победу, а магия — то, о чем рассказывают детям на ночь.

Игра непроста, в ней много тактических возможностей, а правила не дадутся без боя. Если у вас нет положительного опыта игры в тактические варгеймы и если вы любите яркое лубочное фентези — лучше семь раз взвесьте и хотя бы один раз сыграйте перед её покупкой.

Игра достойна настольной любви. И тем, кто уже успели её полюбить, я пожелаю мира на просторах Вестероса, мира после вашей победы ;).

 

«Отныне твоя честь и твоя жизнь — едины»

Полезное послесловие

 

Пока Смарт кормил обещаниями скорой локализации, несколько энтузиастов решили сделать эту игру ближе русскоговорящим настольщикам :). Эти правила появились на русском языке благодаря Atsukawa Toshiro, Алексею «Лекс» Цибенко, Василию Фокину, Артёму Харинину и Вашему (не)покорному (не)слуге ;). Уже в базовых правилах мы постарались учесть замечания эрраты, но в любом случае в конце документа прилагается переведенная эррата и ЧАВО. Также обращаю внимание, что расширенные правила рекомендованы не только мною, но и другими любителями Битв Вестероса к использованию, а правило «направленного оступления» провозглашено издательством, как обязательное.

Ранее уже был анонс данного перевода на блоге Юрия Тапилина, но тогда речь шла о предварительной версии данного перевода. Полную версию мы закончили совсем недавно, чем и рады поделиться с вами.

Лежать и обновляться данный файл (как и все последующие переводы БВ и расширений) будет на двух ресурсах — сайте клуба Инашт и BGG.

Кроме того в наших ближайших планах перевод правил дополнений к этой игре.

83 комментария на «Battles of Westeros. История одного рыцаря.»

  1. rocco66:

    Ещё раз спасибо переводчикам) Я тоже влюбился в эту игру и книги

      Цитировать  Ответить

  2. Ну вот опять! Интересная настолка с кучей допов. Денех не напасешься на них 🙂
    Спасибо за представление игры. Интересно, ее можно расценивать как следующих шаг после Мемуаров? Или, есть есть М44, то особого восторга я не испытаю?

      Цитировать  Ответить

  3. Scorpius:

    Её можно расценивать как следущий шаг после Батллоре. С Мемуарами мало общего. Сравнивать лучше не стоит. Так или иначе, сыграй…Авось и понравится.

      Цитировать  Ответить

  4. vladimirs,

    Да, деньги ФФГ умеют зарабатывать, как и прочие издатели, впрочем. Но эта игра стоит того.
    По сравнению с Мемуарами — нет карт секций, команды через ЗоК, уставшие отряды, тактики и способности, отсутствие фрагособирательства.. Общее — только сеттинг военно-тактической игры с миниатюрами, которая при этом не является коллекционной.

      Цитировать  Ответить

  5. Хорошая статья с отличными картинками — вс видно. Удивился, что ещё одно дополнение объявили — горные кланы Тириона очень приятная новость. Особенное если учесть, что там будет Челла со своим ожерельем из ушей (более 30 штук). Блин, хочется и Хайгарден, и Станниса, да ещё и драконов бурерождённой!!! Глядишь всё реализуют.

    Внимание, на моём сайте Инашт правила ещё НЕ обновлены (инет касячит).

    Да, и ждите перевода первых двух дополнений. Процесс ИДЁТ!!!

      Цитировать  Ответить

  6. Надеюсь доведется попробовать, заинтересовало жутко 🙂

      Цитировать  Ответить

  7. И хочется и колется. Я фанат творчества Мартина, но сомневаюсь что игра у нас пойдет. К тому же уродливые миниатюры FFG меня просто ужасают. Брр… После твоих обзоров так и не определился с выбором. Эх вот бы самому попробовать, но коробочка не 200грн. стоит.
    А вот за перевод спасибо огромное.

      Цитировать  Ответить

  8. Atsukawa Toshiro,

    Спасибо.
    Я от расширений жду режима кампании или другой взаимосвязи уже выпущенных расширений.
    Пока нам дают только союзников (малые Дома, если кланы можно так назвать). Великих Домов, таких как Баратеоны, Тиреллы, Таргариены, Мартеллы… — этого мне кажется долго ждать.

      Цитировать  Ответить

  9. sNOwBODY,
    vladimirs,

    Попробуйте :).

    Как попробовать.. Если бы в Киеве — то вообще не проблема, потому что встречусь и с удовольствием сыграю.
    А так, искать надо.

    Да, игра стоит не 200 грн., но и не дороже своих аналогов.

      Цитировать  Ответить

  10. Khelkafuin:

    Лично я расставил две армии в коробке друг напротив друга под вкладышами, там где у вас они лежат в пакетиках. Они как раз там помещаются. Это сохраняет их от деформации, да и флаги необязательно убирать, т.е. они у меня стоят сразу с вставленными флагами для первого сценария. Быстро перед битвой можно достать и расставить на поле. Минуса только два — если нужно будет перевозить коробку, то они смешаются, да и для дополнений места не осталось, но для того чтобы поиграть дома — самое оно.

      Цитировать  Ответить

  11. Khelkafuin,

    У меня сейчас они в специально купленном организаторе (+120 грн. еще), а фото делалось специально, чтобы показать, как без него :). Но дело не в том — организатора нет, есть только коробка.

    Я играю один из 16-ти сценариев, мне неудобно держать собранными знамена только для 1-го сценария :). Но в марте обещают новые знамена — посмотрим, насколько они будут удобней.

      Цитировать  Ответить

  12. На Инашт правила теперь тоже обновлены.

      Цитировать  Ответить

  13. neubead:

    Спасибо за добротный обзор игры, особенно понравился краткий пересказ основной сути и механики игры, этого в дествительности не хватает в оригинальных правилах. Там описано все очень подробно в некоторых моментах даже черезчур и понять суть возможно только после полного прочтения всей книги, на последней странице есть правда краткая очередность действий, но она действительно уж очень краткая (только названия фаз), а если что то забыл то опять в книге нужно искать.
    По поводу впечатлений от самой игры (так или иначе напрашиваются сравнения с Батллором) с моей точки зрения в ней больше свободы действий дается игрокам — нет разбивки карты на три зоны и соответственно и таких приказов. Намного проработаней и реалестичней выглядит тактическая составляющая — командиры с их зоной влияния, жетоны выбора для активизации отдельного отряда. Пересмотрено влияние местностей на атаку отрядов. Цели тоже более логичны — не просто вырежь войско противника, а например необходимо контролировать определенные контрольные точки что бы победить, а сколько в результате ты уничтожишь отрядов противника и сколько ради этой цели пожертвуешь своими отрядами уже не так важно. Так же кубики продуманы лучше — чем ранг отряда больше тем сложнее его уничтожить (меньше колличество граней с цветом этого отряда) и сами кубики из пластика, а не деревянные, покрашенные белой краской, которая со временем облущивается.

      Цитировать  Ответить

  14. neubead,

    Спасибо за отзыв :).
    Приветствую на нашем блоге.

    Конечно, в БВ больше тактической свободы, но это не всем нравится ;).

      Цитировать  Ответить

  15. Эх, а я прямо вот уже не могу — заказал, но доставить должны только в конце февраля — начале апреля. Так что пока утоляю свой голод почитыванием вот таких статей. К тебе, кстати, как раз зашел перечитать твои отличные заметки о BoW))

      Цитировать  Ответить

  16. Лекс:

    Эх, выкрасил уже все фигурки, но так пока и не сыграли- собраться не можем…..а првила действительно мутновато написаны, я потом ещё пару дней по аське консультировался.

      Цитировать  Ответить

  17. Лекс,

    Константин,

    Спасибо :).
    Если по правилам вопросы — задавайте в комментариях к одной из БВ статей — постараюсь ответить.

    Начало апреля — это как-то долговато, по-моему, для доставки даже из самой далекой индейской резервации США… Может, поторопить продавца?

      Цитировать  Ответить

  18. Khelkafuin:

    Кстати, в столь полную статью о BoW хочется ещё добавить, что на сайте FF был выложен официальный сценарий, который будет любопытен тем, кто читал книги цикла: Fighting Fire with Ice Так что всего сценариев сейчас доступно — 17 шт. 😉

      Цитировать  Ответить

  19. Khelkafuin,

    Да, спасибо за дополнение.
    Мне лично не нравится данный сценарий, потому что:
    1. Он представляет собой аналог созданного игроками скирмиша.
    2. Такого не могло быть на просторах Вестероса :). Субъективно, конечно. Просто не стоит забывать почему Робб собрал знамена ;).

      Цитировать  Ответить

  20. Khelkafuin:

    smilek: Khelkafuin,
    Да, спасибо за дополнение.
    Мне лично не нравится данный сценарий, потому что:
    1. Он представляет собой аналог созданного игроками скирмиша.
    2. Такого не могло быть на просторах Вестероса . Субъективно, конечно. Просто не стоит забывать почему Робб собрал знамена .    

    На сколько я помню, Эддард сам советовал укрепить Перешеек и начинать собирать знамёна. Если бы ему быстрее удалось разобраться с убийством Десницы и если бы он сумел покинуть Королевскую Гавань, события могли бы привести к данной битве.

      Цитировать  Ответить

  21. Khelkafuin,

    Эддард не выбрался бы из Королевской Гавани, также как и Роберт не мог не погибнуть.
    Штука в том, что если бы даже таковое случилось — не было бы никакой войны. Тайвин не выводил бы войска против всех остальных Великих Домов — это заведомое поражение.

    Если на то пошло, то Баратеон подписал себе смертный приговор дважды: когда женился на Серсее и когда позвал Эддарда десницей. С другой стороны разве Париж не стоит мессы? 😉

    А Эддард.. Очень хорошо Мартин передал атмосферу скорой беды — он все чувствовал, но в силу своих принципов не мог по другому поступить..

      Цитировать  Ответить

  22. Khelkafuin:

    Не думаю, что Роберт прожил бы дольше, если бы назначил десницей Цареубийцу. 🙂
    Хотя как говорят: «История (пусть и вымышленная) не знает сослагательного наклонения».
    Кстати, что за трёхгексовый замок в дополнении Wardens of the North?

      Цитировать  Ответить

  23. Khelkafuin,

    Еще не играл сценарий с этим трехгексом :). Гляну — скажу обязательно.

    А поводу Цареубийцы.. Были и другие кандидаты.. А Джейме надо было просто отправить подальше на подвиги — в Даваос и т.п. — без влияния Серсеи и Тайвина, Джейме — просто настоящий герой :), как мы смогли убедится в последней книге.

      Цитировать  Ответить

  24. Scorpius:

    Эддард принципиален до омерзения 🙂 . Джейме в этом плане выглядит более логичным и мудрым. Всё верно. Надо было лишь отделить его от влияния Серсеи.

      Цитировать  Ответить

  25. Scorpius,

    Ну что ты так на Эддарда напал :). Он не изменяет себе и это не может не внушать уважение. Просто он сам себя так «зажал» еще со времен гибели сестры (вот тогда он был живым и тогда он любил и тогда он привез сына, который стал бастардом, а станет Владыкой Семи Королевств и будет основана новая династия — ясно, что мои домыслы, но как тебе они ;)?).

    А Джейме кажется более живым :), человечным. Что и неудивительно :).
    Вообще, Робба жаль — тоже был живой очень персонаж…

      Цитировать  Ответить

  26. Scorpius:

    Эддард не гибкий. А в политике без этого никак. Роберт Баратеон такой же. Они оба не на своём месте оказались. И оба за это поплатились.
    Из Джейме тоже не особый политик бы вышел пожалуй (хотя не факт). Но думаю он бы дольше смог продержаться чем эти двое.

      Цитировать  Ответить

  27. Khelkafuin:
    Кстати, что за трёхгексовый замок в дополненииWardens of the North?

    Посмотрел, это «трактир коленопреклоненного». Состоит из 3-х гексов. В этом сценарии (15-й вроде) Ланнистерам надо удерживать данную харчевню (иметь 2+ отряда на этих гексах в фазе проверки состояний) хотя бы 3 из 5 раундов или прорваться 2-мя отрядами сквозь сталь Старков… Царь-гора этакий :). Интересный сценарий.

      Цитировать  Ответить

  28. Khelkafuin: Кстати, что за трёхгексовый замок в дополнении Wardens of the North?

    Это просто гостиница большего формата. По правилам для одного из вариантов победы её должны удержать Ланнистеры. А так просто мульти-гекс со зданием (как например дороги и реки изи базы).

      Цитировать  Ответить

  29. Gravicapa:

    Отличный обзор, но вот что мне категорически НЕ нравится — это постоянное «опускание» BattleLore. Как бы автор не относился к этой игре — нет необходимости её принижать в обзоре. Зачем это сделано — не знаю. Лично у меня это вызывает отрицательные эмоции, так как я люблю BattleLore и мне НЕ нравится BoW. Тем не менее я не написал об этом НИ В ОДНОМ ОБЗОРЕ, коих уже много и ещё будут, ибо я уважаю мнение других людей на право их выбора и их чувства к игре. В данном случае явная провокация и пренебрежение, причём ведь можно было бы без этого обойтись…..
    Пишите такие хорошие эпиграфы:
    Будь требователен к себе и снисходителен к врагам
    А на деле? Ваш обзор и Ваше право писать что угодно, то если мы культурные люди, то нужно быть «выше» мелочных склок, которые не делают чести ни фанатам BL, ни сторонникам BoW.

      Цитировать  Ответить

  30. Gravicapa,

    Я же легонько :).. Совсем..
    Извини, если задело. (мы уже давно виртуально знакомы, так что можно на ты, если не против).

    Ну, не нравится мне БЛ, а Петерсон взял и лейбл налепил на коробку с БВ 🙂 — так что эта желчь скорее адресована ФФГ ;).
    Не надо принимать близко к сердцу ;).

      Цитировать  Ответить

  31. Khelkafuin:

    @smilek, Atsukawa Toshiro

    Понятно, а я думал что какой-нибудь донжон. Хотя всё равно цели сценария довольно интересны.
    Кстати, уже видели компоненты к tribes of the vale? http://www.fantasyflightgames.com/ffg_content/battles-of-westeros/tribes%20of%20the%20vale/bow-tribes-of-the-vale.png

      Цитировать  Ответить

  32. Gravicapa:

    To smilek
    Безусловно на «ты» — наши с тобой отношения на почве обсуждения игры я сам воспринимаю, как разговор двух друзей у камина с бокалом вина о своих предпочтениях к объекту обожания 🙂
    Вот верно ты подметил — зачем лейбл налепили, сам удивляюсь. Игры совсем разные, и если Мемуары, С&С и BL можно как то (ну совсем с большим натягом) объединить каким то лэйблом, то BoW имеет явно другую механику и вообще ничего общего с BL не имеет «в принципе». Даже «аруа» другая — вот «ауре» BoW я по хорошему завидую. У BL такого нет, к моему сожалению.
    Задело — ну немного, но опять же, негатива к тебе нет. Просто хочу, чтобы твои обзоры были лишены этого шаблона обязательного порицания чего либо. У тебя отличный слог и манера изложения материала, и человек ты, безусловно, весьма образованный и умный. Ну сам подумай — я с огромным удовольствием прочитал обзор (и он просто великолепный — я слежу за этой игрой и кто знает…). И всё бы хорошо, но вот… выше всё написал. Теряется что то, что то светлое и хорошее…. И жаль этого потерянного чувства…

    С удовольствием читаю и буду читать твои обзоры и в будущем, извини за некоторую субъективную (а она именно субъективная) критику 🙂

      Цитировать  Ответить

  33. Gravicapa,

    Я учту :). Прости. Тут еще такая штука: половина обзора была написана давно, до написания того самого «недостойного сравнения» и я её смягчил, но не всю, видимо.

    Я помню, что ты в БЛ успешно внедрил часть механик и в таком измененном варианте БЛ даже мне нравится 🙂 (но только с модифицированной колодой магии от одного из БЛ расширений, конечно).

      Цитировать  Ответить

  34. Khelkafuin,

    Красиво. Не нравится только то, что еще плюс два расширения и ни одного (во всяком случае не заявлено) режима или сценария, позволяющего их использовать все вместе. Только скирмиш, что очень хорошо, но ИМХО маловато :(. Так и просится что-то вроде кампании из Нормандии ТоИ, которую, кстати, создавал Роб Куба 😉

      Цитировать  Ответить

  35. Khelkafuin:

    smilek:

    Да, логично будет, если следующее дополнение объединит все вышедшие дополнения, добавит кампанию и надеюсь что-то вроде Overlord-овских сценариев из M44, благо сторона A поля базы позволяет это сделать.

      Цитировать  Ответить

  36. Khelkafuin:

    Нашёл пару ошибок в переводе правил:
    1. на стр. 26 книги правил в описании гекса с лесом: «Битва против отряда на холме…»
    должно быть конечно: «Битва против отряда в лесу…»
    2. В описании свойства отряда Кивана Ланнистера указано: Instead of attacking, Kevan’s unit can give an adjacent friendly attacker 2 additional attack dice.
    в переводе почему-то говорится, что бонус даётся всем соседним отрядам.

      Цитировать  Ответить

  37. Khelkafuin,

    Исправим.

    А карточки еще толком не вычитывались. На выходных исправим и выложим обновленный вариант.

    Киван дает бонус одному 🙂 отряду, естественно.

      Цитировать  Ответить

  38. Khelkafuin:

    Могу продолжить если надо 🙂
    В описании свойства отряда Аддама Марбранда сказано: «Юнит Аддама игнорирует все ограничения местности на движение (включая непроходимость), пока юнит не остановится в легальном по правилам гексе (т.е. проходимом)»
    Правильно: «Отряд Аддама игнорирует все ограничения местности на движение (включая непроходимость), при условии, что отряд закончит передвижение на проходимом незанятом гексе».

      Цитировать  Ответить

  39. Даже так:
    «Отряд Аддама игнорирует все ограничения местности на движение (включая непроходимость), при условии, что отряд закончит передвижение на проходимом незанятом гексе. Сквозь отряды движение невозможно!»

      Цитировать  Ответить

  40. Khelkafuin:

    smilek:

    Учитывая последнюю версию FAQ — это лучший вариант 🙂

      Цитировать  Ответить

  41. Khelkafuin,

    Через неделю-две появится обновленный вариант с учетом в том числе этих уточнений. А также к тому времени могут быть уже и правила дополнений.

    Вообще, подумываем о памятке по всем типам местности и всем отрядам (свойствам) из базы и дополнений, а также о переводе условий победы по сценариям.

      Цитировать  Ответить

  42. Gravicapa:

    smilek,
    Когда будете памятки делать, обрати внимание на мои памятки к BL, может что то для себя полезное увидишь:
    http://diced.ru/uploaded/BLHelp1.pdf
    Задумана, как двусторонняя — с одной стороны типы атаки и передвижения, в зависимости от вооружения и флагов, с другой — типы местности. Я таких 2 штуки сделал, заламинировал, получилось шикарно.
    И мы решили сделать по всем типам войск, местности и по всем картам отдельные «энциклопедии». Например вот, как Андрей по существам сделал:
    http://diced.ru/uploaded/BLCrCompend.pdf
    Мы все допы в один документ сводим, дабы потом проще было ориентироваться.

    Удачи.

      Цитировать  Ответить

  43. Gravicapa,

    Да, что-то вроде этого и будет :). Ацугава в этом отношении большую работу делает, я только вычитываю, редактирую, добавляю какие-то мелочи.

    А памятки для БЛ у тебя отличные.

      Цитировать  Ответить

  44. arvar80:

    Очень хорошая статья о Вестеросе. А скажите пожалуйста, где Вы покупали органайзер для игры, а то у меня так все по пакетикам и разложено, как на фотке.

      Цитировать  Ответить

  45. arvar80,
    Спасибо за отзыв,
    Организатор покупал в Ашане во время предновогодней распродажи. В отделе аксесуаров для рыбаков. Туда поместилась вся база, но небольшая часть из дополнений — нет.

      Цитировать  Ответить

  46. Rusik:

    Доброго всем. Посоветуте пожалуйста стоит ли покупать игру или нет. Усвоится ли она начинающим настольщикам? Как воспринимается женским полом?) И если сравнивать с Ганнибалом: Рим против Карфагена (кто играл), то какая игра посложнее будет для восприятия и игры в целом? Вот такие вот корявые вопросы…) Очень хочется поиграть, да только попробовать негде, далековато до клуба ближайшего. Спасибо, если кто ответит.

      Цитировать  Ответить

  47. Rusik,

    Насчет восприятия прекрасной половиной — вряд ли, хотя у нас и есть один приятный прецедент, который я отношу к исключениям.

    Насчет общего порога вхождения. Ну, если Ганнибал пройден, то уже мало что испугает. Я бы даже сказал, что БВ проще, но она слишком другая для этого. Стратегический и тактический варгеймы с разной механикой сложно сравнить.

    А вот попробовать жаль, что не получается. В Киеве бы предоставил такую возможность на одной из встреч клуба.

      Цитировать  Ответить

  48. Rusik:

    Спасибо, Smilek. Ганнибал не пройден, сейчас с правилами разбираюсь). А когда у вас встречи, авось я в Киеве буду в это время?

      Цитировать  Ответить

  49. Rusik,
    Со встречами проще всего зайти http://smilek.in.ua/d6/ — там все написано, что и как :). Обычно мы по субботам собираемся.

      Цитировать  Ответить

  50. Scorpius:

    А также зайти на nastolki.org что бы там отписаться о своём желании прийти 🙂

      Цитировать  Ответить

  51. Rusik:

    Спасибо. Жаль, что редко в Киеве бываю, далековато… Но если буду ехать, обязательно напрошусь к вам))

      Цитировать  Ответить

  52. L:

    продам настольную игру «Битвы Вестероса» или «Battles of Westeros»

      Цитировать  Ответить

  53. L:
    продам настольную игру “Битвы Вестероса” или“Battles of Westeros”

    «Смайлосфера» не занимается коммерцией. Зайдите в соответствующий раздел на один из существующих украинских форумов, например сюда.

    В данном обсуждении уместны вопросы по правилам, переводу, комментарии к игре и статье.

      Цитировать  Ответить

  54. karakal:

    Народ, кто то пробовал уже последнее дополнение Баратеонов?

    Как там реализована идея с большим количеством игроков?

      Цитировать  Ответить

  55. karakal,

    Баратеоны у меня уже давно. Последние партии были из книги сценариев к этому расширению.
    Сразу скажу, что реализация нескольких игроков в дуэльную игру всегда хромает, но здесь один из лучших подобных костылей. У каждого есть своя рука, свои командующие, решения можно принимать самостоятельно, но победа будет общей — инициатива, ПО, условия, как обычно для двух сторон.

    Что касается остального, то комплексность зашкаливает,т. к. часто используются чуть ли не все предыдущие аддоны. Мне это нравится, кому-то другому — не факт.
    Интересна кампания из 3-х связанных сценариев. Правильное решение с нанесенным заранее ландшафтом на одну из сторон карты. Ну и сами баратеоны очень хороши в тактическом смысле — масса возможностей для маневра, которыми непросто, но можно и нужно пользоваться.

      Цитировать  Ответить

  56. karakal:

    Спасибо, для меня Битвы Вестроса первая настольная игра. Но рельно мне очень понравилась, вот обдумываю покупку Баратеонов 🙂

    И еще вопрос по игровому полю. Ни у кого оно не разорвалось, ато смотрю соединения между квадратами уж очень не надежное?

      Цитировать  Ответить

  57. karakal,

    Поле не разорвалось и выдержало множество партий. FFG редко допускает брак и меняет на новые компоненты в этом случае.
    А вот поле к C&C:N разорвалось по шву, что, впрочем, не мешает игре.

    Что касается Баратеонов, то только 4 из 10 сценариев позволят играть с этим расширением и базовой игрой. Остальные требуют наличия предыдущих расширений. Не уверен, что это правильный выбор для первого аддона к БВ, я бы посоветовал добавить первые 2, дополняющие Старков и Ланнистеров, а потом уже думал о покупке Баратеонов.

      Цитировать  Ответить

  58. karakal:

    Да я уже давно купил первый 2 дополнения и уже Горные кланы тоже. Так что вот с мыслями собираюсь на счет Баратеонов. Спасибо за ответы 🙂

      Цитировать  Ответить

  59. karakal,
    Пожалуйста, рад был ответить.
    Баратеоны в таком случае будут в самый раз.
    Думаю, как-то выложить пару фото обновленных фигурок, оригинальная покраска была первой пробой, очень уж неудачной, потом я перекрасил командующих :).

      Цитировать  Ответить

  60. karakal:

    smilek,

    А я вот купил цитаделевские краски, но раскрашивать боюсь, опыта нет. Да и краска не долговечная я слыхал что постоянно обтирается даж с грунтовкой

      Цитировать  Ответить

  61. karakal,
    Вот здесь я немного пишу о своем опыте.
    А касательно долговечности, то лак существенно спасает.
    Грунтовка нужна обязательно. Это базовый слой, без которого нельзя.

      Цитировать  Ответить

  62. Макс:

    Не подскажите, есть ли где то переводы карточек для Баратеонов?

      Цитировать  Ответить

  63. Макс,
    Насколько я знаю — нет.
    И, боюсь, на этот подвиг может только Atsukawa Toshira из http://inaght.ucoz.ru/ решиться.
    Что касается меня, то иностранный язык настольной игры — лишь дополнительный плюс, ведь в игровой форме учит чему-то новому.

      Цитировать  Ответить

  64. Макс:

    Здравствуйте.
    Не совем понятны некоторые правила когда играешь альянсом.

    1. При наборе карт приказов, если набирается 5 карт приказа, играет 2 игрока, то лорд может отдать знаменосцу 1 карту и тот доберет себе еще одну, а себе оставить 4 карты?

    2. При сбросе ресурсов к примеру играет 2 игрока за одну команду они оба могут оставить в общем резерве по1 жетону выбора, тгоесть в итоге оставить можно 2 жетона?

    3. И можно ли играть к примеру 1 против 2? Как в таком случае быть с картами приказов и жетонами выбора ведь у двоих будет преимущество?

      Цитировать  Ответить

  65. Макс,

    1. Да, в таком случае лорд возьмет 4 карты, а знаменосец 2 (1-ну даст ему лорд, 1-ну из колоды по правилу компенсации тому игроку в команду, у которого меньше всего карт).
    2. Да. Кроме того, они могут оставить по одной карте на следующий раунд.
    3. Сложно сказать. Явно, что этот мультиплеер больше создан для равных команд, то есть, 2 на 2, 3 на 3… Заметьте, что не все сценарии можно играть в этом режиме.
    Но, на мой взгляд, можно и втроем, ведь у двух голов в жестокой сече меньше шансов, чем у одной :).

      Цитировать  Ответить

  66. Макс:

    Здравствуйте.

    Не можете подсказать о описании карточки Станиса баратеона, что значит отряды под контролем могут быть активированы без платы жетона приказа и понижения морали?

    Тоесть флаги им можно крутить весь раунд когда пожелаешь?

      Цитировать  Ответить

  67. Макс: отряды под контролем могут быть активированы без платы жетона приказа и понижения морали?

    Именно так.

    Макс: То есть флаги им можно крутить весь раунд когда пожелаешь?

    Нет. За это все равно придется платить картой приказа или жетоном флага в пуле.

    PS: Прошу прощения за поздний ответ.

      Цитировать  Ответить

  68. Макс:

    smilek,

    Но жетон приказа не тратится, а флаг тратится но мораль не понижается?

      Цитировать  Ответить

  69. Макс:

    Здравствуйте.
    Вопрос по флипу Мелисандры из Баратеонов. Там написано если она закончила ход в зоне контроля Станниса, то карточка переверачивается обратно.

    Имеется ввиду если закончила ход когда произошел сам флип, или вобще любой ход в сражении?

      Цитировать  Ответить

  70. Макс: Имеется ввиду если закончила ход когда произошел сам флип, или вобще любой ход в сражении?

    Просто окончила свой ход в ЗОК Станниса.
    Таким образом, она на протяжении всей партии, если действует рядом со Станнисом, сохраняет способность «исцелять» и «обращать».

      Цитировать  Ответить

  71. Макс:

    Спасбо огромное за ответы. Уж очень живая играя:) Интересно все правильно понимать

    Еще вопросик по сценарию где старкам против баратеонов приходят союзные войска Ланнистеров. 30 из дополнения баратеонов.

    Там в ходе битвы если не заняты гексы со стратегическими жетонами хозяин Старков случайным образом берет себе синий отряд героя ланнистеров и 2 отряда зеленого ранга с таким же классом? Эти отряды остаются активными и их можно в этом же раунде использовать?

      Цитировать  Ответить

  72. Макс,

    Если Старк контролирует 2 и более маркеров, то получает контингент Ланнистеров в конце каждого раунда.

    Сначала выбирается случайно Ланнистер командующий и ему назначается синий отряд. Этот отряд располагается на одном из 3-х (в самом начале, потом жетонов будет меньше, естественно) незанятых гексов границы с жетонами (жетон убирается после того, как подкрепление с его помощью прибыло), К этому отряду на прилегающие гексы в помощь приходят два зеленных отряда, чей класс (пехота.стрелки.всадники) тот же, что у командующего.

    Их нельзя использовать в этом раунде, так как подкрепление прибывает в конце раунда после фазы командования.

      Цитировать  Ответить

  73. Макс:

    Здравствуйте.

    Как работает флип карточки Робберта Баратеона в координированной атаке? Указано что если выпадет 3 одинаковых символа он уничтожает отряд врага связанный с ним. Считаются все кубики координированной или как?

      Цитировать  Ответить

  74. Макс,

    Именно так, согласно правилам, работают все ключевые особенности лидирующего отряда, остальные игнорируются.

      Цитировать  Ответить

  75. Макс:

    Здравствуйте.
    Есть вопрос по карточке Дондариона из «Братьев без знамен». У него свойство поджигать местность под отрядом при выпадении кулака, а если он еще и выкинул флаг и жертва отступила.

    Как в такой ситуации быть, он поджигает местнсть и жертва выходит из огня? И как он совершит преследование в таком случае, ведь подожженная местность непроходная?

    Если он поджигает местность, связка боем ложится на отряд? И вобще подожженый отряд можно атаковать? Если да, то подожженный отряд может контратаковать?

      Цитировать  Ответить

  76. Макс,
    Если отряд подожгли, то его отступление — это хит, так как местность непроходима. Отряд не может уйти с гекса, пока там пожар.
    Если отряд уничтожен, то местность не поджигается.
    Берик может отказаться от способности до броска кубиков.
    Связка есть и ничто не мешает контратаковать, у горящего отряда другие проблемы: либо он теряет ход на тушение пожара, когда ему отдают приказ, либо теряет фигурку воврея фазы перегрупировкеи.
    Ответы Роба по спорным моментам способностей Берика — https://boardgamegeek.com/thread/830197/berics-fire-ability-clarification

      Цитировать  Ответить

  77. Макс:

    Спасибо за ответы 🙂

    В принципе можно атаковать отряд, находящийся в огне и связывать его боем?

    И еще в эпической битве наблюдается нехватка карт, как они обновляются после прохождения к примеру второй части битвы, ведь у ланнистеров карты не добавляются в 3 части поскольку новые герои не приходят и карт остается 0.

      Цитировать  Ответить

  78. Макс:

    Еще один вопросик. Зайти отряд может на горный гекс только с холма или другой горы, а сойти может тоже только на холм или на любой гекс? Любой гекс низкий является для отряда на горе непроходимым?

      Цитировать  Ответить

  79. Макс: В принципе можно атаковать отряд, находящийся в огне и связывать его боем?

    Да, можно

    Макс: И еще в эпической битве наблюдается нехватка карт, как они обновляются после прохождения к примеру второй части битвы, ведь у ланнистеров карты не добавляются в 3 части поскольку новые герои не приходят и карт остается 0.

    Если карт не остается, то колода заново формируется из отбоя. Это базовые правила еще.

    Макс: Еще один вопросик. Зайти отряд может на горный гекс только с холма или другой горы, а сойти может тоже только на холм или на любой гекс? Любой гекс низкий является для отряда на горе непроходимым?

    Речь идет о скале (crag) скорее всего.
    Да, залезть на неё можно с холма или другой скалы, при этом остановиться. Слезать по тем же правилам.
    Атаковать врукопашную можно только с холма или скалы,

    Из http://boardgamegeek.com/geeklist/87442/battles-westeros-corrected-rulebook-and-scenario-p:
    Crag
    -Blocks LoS -Elevated
    -Impassable (Cannot move into and Retreating Units must stop and take hits for each hex not Retreated), except from adjacent Hill or Crag. Units must move into and out of Crag via adjacent Hills or Crags.
    -No melee combat into or out of Crag, unless opposing Unit is also on either an adjacent Crag or adjacent Hill hex.
    -Ranged attackers firing from a Crag hex have their maximum Range increased by one. Also, Terrain and Units do not block LoS, although Elevated terrain still blocks LoS, as usual.
    -Ranged attackers firing into a Crag hex have their maximum Range decreased by one.
    -Cannot Burn

      Цитировать  Ответить

  80. Резюмируя, хочу отметить, что тактическая настольная игра Battles of Westeros понравится не только поклонникам произведения Джорджа Мартина , но и любителям вдумчивых тактических средневековых варгеймов, тем более что конкурентов у неё довольно мало.

      Цитировать  Ответить

  81. Макс:

    Хотелось бы уточнить значение флипа Джейме Ланнистера.

    Первернуть карту чтобы активировать всех дружественных юнитов в смежных с Джейме.
    Если в этом ходу Джейме пленит командира, то вместо этого активируйте всех дружественных юнитов на поле боя.

    Не понятно вместо чего именно активировать всех юнитов на доске? Я так понимаю пленение вражеского командира отменяется и все абсолютно юниты активируются?

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *