Imperial 2030. Текущая ставка — господство над миром.

Интересы отдельных финансовых групп перекраивают мир на свое усмотрение, порождая зачастую военное противостояние, договоренности рушатся и вновь создаются — все зависит исключительно от выгоды, национальные интересы играют не такую и значительную роль в этой Большой Игре.

2030 в названии намекает, что явление империализма будет актуальным и в будущем. В последнее время мир все больше накаляется до опасного предела и мне очень хочется, чтобы дележ «мирового пирога» происходил исключительно на игровом поле, а все разногласия на нашей маленькой планете решались мирным путем.

Вот о таком безопасном «настольном» империализме и пойдет речь в этой статье.

 

«Империализм — капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей земли крупнейшими капиталистическими странами»

Малая Советская энциклопедия. 1929

И было это так

 

Оригинальная игра Imperial появилась в 2006 году и развила успех талантливого гейм-дизайнера из Гамбурга Мака Гердца (Mac Gerdts). Примечательно, что в том же 2006-м у Уолтера родился сын.

Все игры, созданные Маком получили настольное признание: Antike, Imperial / Imperial 2030, Hamburgum с дополнениями и без, The Princes of Machu Picchu, Navegador. Рейтинг BGG стабильно выше 7-ми и тысячи довольных владельцев, премии одна за одной — вот то, что объединяет все игры Гердца. Кроме того, в большинстве своих игр Гердц использует свою новаторскую механику — «рондель», дебют которой состоялся в Antike еще в 2005-м заработал ряд престижных наград.

Замечу также, что художники, которые помогают Гердцу оформлять игры по большей части замечены в оформлении небезизвестной серии Доминион. Это и Alexander Jung, и Matthias Catrein и другие.

Imperial был так популярен (рейтинг 7,74 при 4391 проголосовавших), что обречен был стать мишенью для лавины отзывов. Среди таковых были и дельные замечания. Мак пересмотрел небольшую часть механик и вместо дополнения в 2009-м году была выпущена новая редакция игры — Imperial 2030. Отличия крайне малы и в целом игру не меняют: к ним относятся перемещение время действия в 2030 год, «превращение» Земли в эллипс, появление швейцарского банка, редизайн игрового поля в сторону большей прозрачности подсчета очков и т.п..

Мак, экономист из администрации Гамбурга, чья тяга к игросоздательству проявилась еще в школьные годы, на данный момент один из самых интересных и успешных дизайнеров евроигр. Пожелаем ему новых успехов, а сами перейдем к оформлению игры Imeprial 2030.

 

«Империализм — монополистический капитализм, высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической»

Большая Советская энциклопедия. 1972

Оформление и компоненты

 

Продолговатая коробка без специального организатора. Впрочем, в коробку вложены зип-пакеты для того, чтобы упаковать в них компоненты.  Деревянные компоненты выполнены по-немецки качественно. Бумажные «деньги» выполнены отлично. То же можно сказать и о национальных бондах (долговых облигациях).

На карте мира 2030 года, которая выполнена из плотного картона и обклеена снизу  коленкором, представлены 6 великих держав: США, Бразилия, Евросоюз,  Россия, Китай, Индия и множество независимых помельче. Среди них присутствует Украина, что не может не радовать мое украинское сердце.

 

«Империализм — создание и поддержание неравных экономических, культурных и территориальных взаимоотношений, обычно между государствами и часто в форме империи, основанной на доминировании и подчинении.»

Johnston Ronald John The Dictionary of Human Geography. 2000

Механика игры

 

В игру может играть от 2-х до 6-ти игроков. Каждый из игроков получает «стартовый капитал» в пару миллионов и национальные бонды (ценные бумаги, долговые обязательства, акции). Тот, кто контролирует большее значение бондов, тот контролирует правительство страны и будет управлять данной страной. Первоначально у каждого игрока уже есть контролируемая таким образом страна, но лишиться влияния просто — любой другой, кто заплатит больше, станет дергать за ниточки соответствующий государственный аппарат.

Фазы хода разделены для стран и игроков-империалистов: игроки поочередно получают жетон инвестора и вкладывают деньги в национальные бонды, а страны ходят по ронделю — кругу с первоначально определенным набором доступных действий, «перескочить» больше 3-х позиций на ронделе — означает заплатить за это деньги из кармана финансиста и чем влиятельней становится страна, тем дороже это стоит. Действия, которые доступны странам таковы:

  • Индустриализация — возведение военного завода или порта;
  • Производство — постройка на этих заводов вооруженных сил: по одной армии на каждом заводе и в каждом порту бесплатно;
  • Импорт — призыв на службу иностранных рекрутов, собирающий до 3-х армий за 1 миллион каждая;
  • Маневр — передвижение этих армий. Армии, введенные в нейтральные области (страны, моря и прочее), оставляют там маркер влияния своей державы, что даст в последующем ряд преимуществ этой стране;
  • Инвестиция — плата по счетам: каждая страна выплачивает дивиденты по своим бондам игрокам. Выплата происходит из казны державы, и если там окажется пусто, то расплачиваться придется тому незадачливому империалисту уже его собственными сбережениями, который довел до такого плачевного состояния сверхдержаву. Чаще всего, однако эта фаза служит скорее источником быстрой прибыли для того, кто держит у себя большую часть бондов, то есть для «серого кардинала» данной страны. Кроме того, именно в эту фазу передается по часовой стрелке жетон инвестора, который дает право вкладывать свои деньги игроку-империалисту. Заметьте, что в эту фазу любая сверхдержава запросто может сменить «хозяина», если новоиспеченный инвестор сможет купить бондов на большую сумму;
  • Сбор налогов — время когда страна собирает налоги: за каждую область со своим влиянием и за каждый порт и завод, получает деньги в свою казну, вознаграждает управленца по заслугам бонусом в денежном эквиваленте и повышает свой рейтинг на треке влияния.

Когда одной из стран будет достигнут максимум на треке влияния, тогда игра заканчивается. Но выиграет не тот, кто довел «свою» державу до этих высот, а тот, кто больше всего заработает на этом: все игроки подсчитывают свою наличность, на которую не действуют модификаторы, а потом умножают значение, приобретенных ими бондов каждой страны на показатель влияния соответствующей страны. Интересно, что если страна не смогла «пройти» даже первый из 5-ти шагов на данном вязком пути, то модификатором будет ноль и её бонды просто обесценятся.

 

 

«Империализм — политика распространения власти и влияния государства посредством дипломатии и военной силы.»

Imperialism //The Oxford Pocket Dictionary of Current English. 2009

Игровые впечатления

 

Еврогейм с острым конфликтом, постоянной дипломатией, да еще закрученным таким образом, что оглянуться не успеешь, а «твоя» страна уже переметнулась к другому. Что еще интересней — это хитрая тактика не перебивать контроль, а постепенно скупать бонды твоей страны, развивая попутно свою — так становится невыгодным гнать державу к процветанию, ведь на твоих плечах висит и твой соперник ;). Война невыгодна, но неизбежна — карта мира не даст процветать всем, да и кому-то обязательно захочется вторгнуться на земли, которые только начал считать «своими». Механика наказывает обе страны, начавшие конфликт — у обоих снимаются армии, что понемногу связывает руки даже самым настойчивым милитаристам.

Опция «швейцарского банка» или попросту возможность «игрока без страны» инвестировать при каждом прохождении поля инвестиции на ронделе дает широчайшие возможности. Если их соединить с тем, что свой личный капитал игроки держат в секрете, то можно увидеть прозрачный намек — господа, здесь не варгейм, просто делайте грамотно ставки. Правда, игра не замедлит заставить защищать свои вложения ;).

Мы играли, как в компании с гиками, так и с новичками — игра нравится всем, разве что во втором случае время игры может непредсказуемо увеличиться со стандартных 2-3-х часов до 4-6-ти. Да, в этой, как и во многих других играх, новичкам стоит рассказать не только правила игры, но и дать парочку советов, но от вас же не убудет ;). А еще в ней часто хочется организовать покушение на Великого Мыслителя, появление которого в игре добавляет существенный даун-тайм. Только представьте, что Мыслитель «владеет» двумя странами… И это в игре, где дизайнер постарался не дать даунтайму ни шанса!

Ни одной леди за полем Imperial я не видел, так что могу допустить, что для семейных настольных посиделок игра может не подойти, все-таки она представляет собой довольно конфликтный сплав механики доминирования с более мирными механиками ценных бумаг, распределения ресурсов, вариации действий.

И напоследок: я играл и в Imperial и в Imperial 2030. Мне больше нравится второй вариант, который и пополнил мою коллекцию, однако сказать, что отличия принципиальны нельзя — они носят скорее косметический характер (конечно, в пользу более поздней версии).

 

«В топком хаосе неопределённых политических абстракций кажется совершенно невозможным нащупать все «измы» и каждый закрепить точным определением… тщетно требовать той определённости, какая необходима в точных науках. Широкая связь империализма с различными родственными понятиями облегчит нам определение его сущности. Национализм, интернационализм, колониальная политика — его ближайшие три сородича — одинаково неуловимы, одинаково обманчивы, и все четверо настолько изменчивы в отношениях друг к другу, что требуется крайняя осмотрительность…»

Hobson J.A.: Imperialism

Субъективный вердикт

 

Imperial / Imperial 2030 — одна из тех игр, которые можно внести с список любого настольщика «обязательно к ознакомлению». Выточенная механика, красивые компоненты, цепляющая тема, несложные легкозапоминающиеся правила, языконезависимые компоненты, невысокая цена игры и её доставки только помогут в этом.

В то же время, вряд ли игра пойдет в семейном кругу; сомнительно, что в неё сядут играть вдвоем или втроем  (хоть игра и предоставляет такие варианты).

Своя рубашка всегда ближе, так вот Imperial 2030 Мака Гердтса уже давно оправдал свое место в Смайлоколлекции и теперь я задумываюсь о покупке Navegador-а того же автора. Вы, верно удивитесь, но для меня — это одна из лучших оценок данной игры и её автора ;).

 

 

«Империализм — стадия социально-экономического развития человеческого общества, или историческая формация, которая характеризуется признанием частной собственности на все формы прошлой накопленной коллективной производительной деятельности человека: физические и физиологические особенности отдельного индивида; земля и природные ресурсы; средства производства; знания об окружающем мире и о человеке. Частное присвоение прибавочной стоимости при империализме происходит с учетом всех четырех форм»

«О разуме человека», Гециу И. И.

Послесловие

 

Как всегда, Вы можете пропустить моё послесловие, если читаете блог только для ознакомления с настольными играми.

Ниже цитатами из википедии я напоминаю том, что такое империализм несколькими историческими фактами и, обращаясь ко всем и каждому, в том числе к себе самому, призываю быть терпимей, добрей и честней по отношению к своим соседям: тем, кто делит с Вами квартиру, дом, квартал, район, город, страну, континент и нашу планету.

 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

2 августа 1964 года в Тонкинском заливе произошёл бой между американским эсминцем «Мэддокс», выполнявшем радиоэлектронную разведку у берегов Северного Вьетнама, и северовьетнамскими торпедными катерами, первый из двух так называемых «Тонкинских инцидентов». Сам факт этого боя (в отличие от последующих событий) не оспаривается никем из исследователей, однако в описании его деталей существуют значительные расхождения…

Война во Вьетнаме окончилась только 30 апреля 1975 года…

 

В июле 1979 года в Баграм прибыл батальон из 111-го парашютно-десантного полка (111пдп) 105-ой воздушно-десантной дивизии (105вдд), также состоялось прибытие в Кабул 103-ой воздушно-десантной дивизии, фактически, после штатного переформирования в 1979 году — отдельного батальона 345опдп. Это были первые воинские подразделения и части Советской Армии в Афганистане…

Вечером 27 декабря состоялась операция «Шторм» — штурм дворца Амина…

Афганская война закончилась 15 февраля 1989 года

 

25 июня 1991 года. В этот день руководство Словении объявило о взятии под свой контроль воздушного пространства и границ республики и приказало местным военным частям готовиться к захвату казарм Югославской народной армии (ЮНА). В ответ на это премьер-министр Югославии А.Маркович дал указание командованию ЮНА взять под контроль обстановку в Любляне…

В Словении была объявлена мобилизация, руководители республики обратились за помощью к ряду европейских государств.

Югославская войну разделяют на три периода. Завершением последнего считают июнь 2001 года.

 

Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Она носила кодовое название «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom, OIF); иногда её ошибочно называют «Шок и трепет» (Shock and Awe), но это название относится к военной доктрине, разработанной в 1996 году и применённой в Ираке.  В отличие от войны в Персидском заливе 1991 года, двенадцать лет спустя войска союзников начали наземное наступление почти сразу, без проведения длительной воздушной кампании.

Иракская война закончилась 1 сентября 2010 года, хотя вернее «завершилась боевая фаза войны».

….

….

 

 

Потери сторон

  • США: безвозвратные потери — 58 тыс. (боевые потери — 47 тыс., небоевые — 11 тыс.; из общего числа по состоянию на 2008 год пропавшими без вести считаются более 1700 человек); раненых — 303 тыс. (госпитализировано — 153 тыс., лёгкие ранения — 150 тыс.)
    Число ветеранов, покончивших жизнь самоубийством после войны, зачастую оценивается в 100—150 тыс. человек (то есть больше, чем погибло на войне), однако эта оценка оспаривается некоторыми исследователями как чрезвычайно завышенная (подробнее см. Людские потери во Вьетнамской войне#Южный Вьетнам и союзники).
  • Южный Вьетнам: данные разнятся; потери военнослужащих — примерно 250 тыс. погибших и 1 млн раненых, потери мирного населения неизвестны.
  • По официальным данным вьетнамского правительства, обнародованным в 1995 году[28], всего в ходе войны погибли 1,1 млн солдат северовьетнамской армии и партизан НФОЮВ, а также 2 млн мирных жителей в обеих частях страны.

17 комментариев на «Imperial 2030. Текущая ставка — господство над миром.»

  1. ELON:

    Ну люблю я подумать, просто игра такая, не думать не интересно, т.к. делаешь неправильные ходы. А выигрывать хочется))

      Цитировать  Ответить

  2. ELON,

    Ну да :), на самом деле если подгонять, то нормально выходит. Это вы последний раз, конечно, долго играли, но там и новые игроки были.
    Да и некоторые действия не требует обдумывания. Только выбор действия, инвестиция и маневры. Остальные довольно механичны — импорт, производство, индустриализация, сбор налогов — набор простейших действий с минимумом решений после того, как это действие выбрано ;).

      Цитировать  Ответить

  3. У меня Гамбург есть, удалось сыграть один раз только. Игра неплохая, только вот, чем больше лопастей на ронделе, тем больше приходится думать, и партии затягиваются 🙂

      Цитировать  Ответить

  4. Серж:

    Спасибо, интересный обзор. И про экономиста разработчика было интересно прочитать. И вобще на злобу дня, как говорится 🙂

      Цитировать  Ответить

  5. Axil:

    Да, интересный обзор. И игра весьма хороша. Надеюсь в следующий раз мы еще интереснее сыграем.

      Цитировать  Ответить

  6. vladimirs,
    Это верно, но некоторые действия на ронделе механичны 🙂 и механика сделана так, чтобы выбор больше 3-х действий сделать затруднительным (доп.плата), а больше 6-ти — невозможным.

    Серж,
    Да вот «злоба дня» и сподвигла. Как-то тяжело в последнее время от новостей.

    Axil,
    Спасибо. Уверен, что в последующие партии вы составите жесткую конкуренцию человеку-в-черном и игра будет еще ярче.

      Цитировать  Ответить

  7. ELON:

    Человек-в-черном не так страшен, как его малюют)) А вообще всегда буду рад уступить место, для начинающих Империалистов))

      Цитировать  Ответить

  8. ELON,

    Человек-в-черном выигрывал все партии в Империал, что я помню ;).

      Цитировать  Ответить

  9. очень понравилось читать.
    и сама игра заинтересовала… но я вот (как большинство девушек) просто не получаю удовольствие от прямого конфликта. захватничество и прочее подобное — это ярко выраженное мужское качество -) но попробовать бы не отказалась… к сожалению пока такой возможности нет. а хотя надо у одного знакомого настольщика спросить… у него огромная коллекция, вполне возможно, что и есть -) и вот опять вопрос — с кем?

      Цитировать  Ответить

  10. Njuse4ka,

    Кстати, игра заинтересовала еще пару моих знакомых девушек — видно, латентная тяга к империализму дает о себе знать ;).

    А по существу — самый конфликтный игрок в этой игре рискует сильно проиграть :).

      Цитировать  Ответить

  11. Бартус:

    Поддержу вышевысказавшихся.
    Игра заняла достойное место в нашем харьковском клубе. Раз в пару месяцев народ высказывается «За». (Это часто, клуб большей частью ваховский).

    Пришли к выводу, что самые интересные игры — на четыре-пять игроков, когда возникают «переходящие по рукам страны».
    (Репортаж об игре http://bartus.livejournal.com/210411.html)

    Одна из популярных игровых фраз: «ничего личного — это всего лишь бизнес»

      Цитировать  Ответить

  12. Бартус,

    Харьковчанам привет от нас :).
    Радует, что «ваховцы» не ограничиваются коллекционками и играют в хорошее евро :).

    сайт ваш помещу к «друзьям блога»

      Цитировать  Ответить

  13. привет! тут вопрос назрел один, а потом второй. Владелец «швейцарского банка» может останавливать нацию на делении инвестор? (ELON мне говорит нет), но я, читая правила, нашёл что может ( при условии что нация сможет оплатить все расходы). Так вот если это так, то гда другой вопрос. К примеру владелец одной из наций передвегает маркер на четыре деления, доплачивая определённую суму за 4е деление. И тут владелец ШБ говорит «стой», т.е. он владелец как раз перемещался через инвестора. Деньги пропадут уплаченные за 4е деление?
    ссылки с правил игроведа http://i5.pixs.ru/storage/4/7/7/Untitled1j_7179734_2974477.jpg
    http://i5.pixs.ru/storage/5/9/8/Untitled1j_5350762_2974598.jpg

      Цитировать  Ответить

  14. monkey`,

    Я сейчас в Коктебеле на фесте, отвечать могу редко.
    По поводу остановки — это какая-то фикция в русском переводе или мы друг друга неправильно понимаем.
    Как может быть:
    Можно не становится на деление «инвестор», а проскочить его, но это не отменяет (!!!) запуск механизма инвестиции.
    Т.е. никто никого не останавливает, если нация остановилась на секции сама, то выплачиваются проценты и только потом идет само инвестирование, при «проскоке» инвестирование остается, а проценты не выплачиваются, карточа инвестора передается соответственно в любом случае.
    Владелец ШБ — это просто «постоянная» карточка инвестора.

      Цитировать  Ответить

  15. Nelud:

    smilek,

    Путаешь правила обычного империала с 2030. В новом империале добавлено правило про то, что игрок без нации (т.е. владелец Швейцарского банка) МОЖНЕТ потребовать ходящего игрока остановить фишку на инвесторе. Что касается вопроса monkey, то я думаю, деньги за дополнительное продвижение по ронделю платятся только если это дополнительное продвижение фактически произошло. Если же игрока заставили затормозить движение на поле инвестора, то значит и дополнительного движения не было, и платить за него не надо.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *