Вам не видать таких сражений!.. C&C: Napoleonics и другие

 

В этой статье я постараюсь поделиться своим интересом к Наполеоновской эпохе и к играм, которые ей посвящены. Конечно, одних настольных игр на эту тему — сотни и распыляться на все я не только не хочу, но и попросту не смогу, поэтому затрону лишь военно-тактические игры, в которые довелось сыграть и те, на которые обращал самое пристальное внимание. Одна из них очень приглянулась мне и находится на достойном месте в Смайлоколлекции. Да-да, по большей части речь пойдет о C&C: Napoleonics Ричарда Борга. Сравнение убивает любовь и я заранее попрошу прощения у тех, кого этим обижу — ведь плохих игр нет, есть только игры, не нашедшие своих игроков ;).

Немного о былом

Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя…

 

Эпоха Наполеоновских войн не даром привлекает внимание любителей истории со всего мира, оставаясь интересной и тем, кого история не увлекает. Это был первый военный передел Европы, можно сказать — всего тогдашнего мира, первый передел, не основанный на религии. Наполеон Бонапарт, профессиональный военный, незаурядный мыслитель, амбициозный небогатый корсиканец, смог не только стать во главе нищей и обескровленной террором Франции, не только привести её к небывалому благоденствию, но и перекроить весь известный мир. Властители Европы и многочисленных колоний боялись Бонапарта не столько из-за его полководческого таланта, сколько из-за того, что он не был членом «клуба золотой фишки» и нес опасные идеи французской революции в такие уютные вековые европейские монархии. Границы принимали новые формы, короны превращались в музейные экспонаты, возвращались к жизни одни государства и уходили в забвение другие, сменялись режимы, формировалась новая политическая и законодательная почва, а матушка Европа трещала по швам от накала человеческих страстей.

То было время героев и подлецов, славных и ужасающих деяний, головокружительных балов и тайных встреч, отчаянных дуэлей и убийств из-за угла. То был век просвещения, невероятного прогресса науки и расцвета искусств, век трепетных надежд и фанатичной веры в Человека, его силу, ум, великодушие и достоинство.

И, конечно, это было время войн: захватывающих дух кавалерийских наскоков, устрашающих артиллерийских залпов, сокрушающих штыковых атак. Полководческий гений на тех полях брани не переставал удивлять, а отвага солдат и офицеров навеки вписала их имена в историю.

Однако, любая война — это жестокость, бедствия, лишения и руины, какой бы благородной личиной она не прикрывалась. Сейчас у нас есть возможность окунутся в этот увлекающий мир без последствий — на картонном поле,  куда я вас и приглашаю.

 

Большая семейка Борговсов

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!

Игра, которая обосновалась у меня в коллекции имеет долгую историю. Ричард Борг, дизайнер C&C:Napoleonics успел создать такие настольные хиты, как Battle Cry, C&C: Ancients, BattleLore, Memoir’44. Кто-то хвалит эти игры, кто-то ругает, причем сторонники обоих лагерей часто приводят аргументированные доводы. При всех противоречивых отзывах, все эти игры имеют феноменальный успех у игроков по всему миру. Вряд ли встретишь игроков, которые незнакомы хотя бы с одной из этих игр.

Все эти игры имеют одну и ту же модель игровой механики: Commands&Colors. В своей основе она проста, понятна каждому и не требует запоминать толстенные буклеты правил:

Гексогональное поле разделено на секторы-фланги, фигурки или блоки различных видов войск комплектуются в отряды, которые активируются картами стратегической колоды, играющимися с руки игрока. Бросок кубиков разрешает атаки, защиту обычно дает разнообразный ландшафт и определенные построения войск, кроме того, при грамотном планировании отряды обычно имеют возможность контратаковать. Боевые качества отрядов зависят от вида войск и по большей части представляют собой показатели движения и количества кубиков, бросаемых в атаке и контратаке. Технически ход игрока состоит из: сыграл карту, активировал отряды, походил, атаковал ими, получил сдачу, набрал карту, передал ход следующему игроку.

Похоже на любой другой гексогональный варгейм? Так и есть, но игры Борга отличает простота и элегантность исполнения. Фирменной фишкой данной механики являются: кубики атаки с гранями, на которых представлены виды войск или их ранги, деление поля на секции-фланги и стратегическая колода, которая содержит секционные карты для активации отрядов, а также ряд специальных тактических карт.

 

Сравниваем и анализируем

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною…

Теперь пройдемся по самому интересному — что же отличает C&C: Napoleonics от своих собратьев? Если вкратце, то это эволюционный шаг вперед по сравнению с любой из указанных выше предтеч. Если вы хотите деталей, то будьте готовы воспринимать критику игр, вам полюбившихся:

  • От С&C:A взято большое разнообразие войск и легкая сбалансированная ассиметричность сторон (Англия, Португалия и Франция в базовой игре). Каким играм этого не хватало в их базовой комплектации? Да тем же Мемуарам, BattleLore и BattleCry! Вспомните три вида войск: танки, пехота, артиллерия (с некоторыми оговорками пусть будет 6) в базовых Мемуарах и отсутствие ассиметричности за очень небольшим исключением войск французского сопротивления. В BL мы видим искусственную дифференциацию: пехота, лучники, кавалерия получают по три ранга «доспешности», что дает вроде как разные войска, но если говорить начистоту три вида войск ими так и остаются. Да, в BL все же появляется Существо, гномы и гоблинцы, но всего этого явно недостаточно, если сравнивать с C&C:N — линейной пехотой, легкими застрельщиками, гренадерами, пешей и конной артиллерией, кирасирами, кавалерией легкой и тяжелой, при этом также разделенными по рангам. Но самое приятное, что войска имеют разные особенности у разных сторон: так, например, линейная пехота Наполеона в штыковую бьет лучше британской, британские стрелки стреляют с завидной для французов меткостью, а португальские войска обладают низким боевым духом и плохой экипировкой. Этим отличия не заканчиваются, но для примера мне кажутся достаточными.

  • Разнообразие и активное использование ландшафта явно взято у Мемуаров. Помните, как в C&C:A: раскладываете сценарий, а из ландшафта лишь река и идет сеча в чистом поле. Мало и редко использовался ландшафт в Античности, зато в Мемуарах на этом во многом построена выигрышная тактика. C&C:N активно используют накладные гексы, задавая полям сражений уникальный характер, более того — местность серьезно и по разному влияет на показатели войск: так, лес укроет стрелков, но окажется неприятным сюрпризом для кавалерии, артиллерия на холме сможет стрелять «навесом» через головы своих отрядов, а баррикады не только укроют от шальной пули, но и укрепят боевой дух линейной пехоты перед грозным штыковым натиском.
  • Исполнение явно взято у C&C:A, но не такое блеклое. Пески и степи античности сменились зеленоватым и более красочным полем, что нашло отображение и в наклейках на блоки войск, и в дизайне карт (да, да они стали цветными!). Оформление — это самый субъективный показатель из всех имеющихся, и здесь я выражу в очередной раз свое восхищение качеством оформления BL и Memoir’44, в очередной раз посетую на блоки и строгость оформления GMT (C&C:A, C&C:N), но с твердой уверенностью скажу, что GMT честно попытались сделать игру более выразительной. Удалось это им или нет? По-моему — да, во всяком случае от данного издательства, которое в первой редакции к C&C:A даже поле выпускало на простой бумаге, я лучшего просто и не ждал, но до Days of Wonders или FFG, конечно, не дотягивает.

  • Механика претерпела существенные изменения. В чем-то она подобна Мемуарной: например, грани боевого кубика также отображают роды войск: пехоту (2 грани), кавалерию, артиллерию, флаг и спецсимвол (скрещенные сабли рукопашной атаки). В чем-то напоминает Античность: боевые построения дают повышение боевого духа, контратакуют всегда, если не отступили, кавалерия может уклониться от атаки.  Однако…

 

Что нового?

Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»

Однако, С&C:N помимо шикарной темы Наполеоновских войн обладает своим особенным характером. В буклете правил это даже и называется: «Тактика наполеоновского периода». В чем это выражается?

  • Отряды теряют эффективность, получая повреждения в бою. 4 блока в полном отряде равняются 4-м кубикам атаки, но это только вершина айсберга: на самом деле, к этому примешиваются еще и модификаторы — те же гренадеры всегда будут опасным противником, а португальское ополчение — всегда «пушечным мясом». Таблица  модификаторов прилагается к игре в двух экземплярах, сначала немного рябит в глазах от изобилия вариантов, но после парочки игр быстро привыкаешь к этому, потому что модификаторы применены очень логично и понятно. Для меня этот шаг — настоящий и долгожданный прорыв во всей серии игр по системе Борга.

  • Построение в каре пехоты за исключением легких застрельщиков при атаке кавалерии. Суть приема довольно проста: блоки пехотинцев ощетиниваются штыками в четырех направлениях и отвечают дружным залпом отважным всадникам. Кавалерия бросает только 1 кубик атаки, какой бы сильной она не была, но и получает всего 1 кубик в ответ. Отступать каре по очевидным причинам не может, также как и перестроиться под постоянными конными атаками. Кроме того, подобное построение требует отложить одну из карт, находящихся в руке, что сковывает полководца и заставляет использовать данные тактический прием только тогда, когда это действительно необходимо.

  • Артиллерия наконец-то поумнела и теперь может поддерживать рукопашные атаки пехоты или кавалерии смертельным огнем. Мало какой отряд выдержит атаку кирасиров при поддержке пешей артиллерии, но приказ придется отдать обоим отрядам. Казалось бы, перемена слагаемых ничего не дает, а вот и нет: в такой атаке будут считаться попаданиями символы скрещенных сабель — рукопашной атаки, что недоступно при простом обстреле.

  • Некоторые новые спецкарты, например карта побега в любую часть поля, позволяющая спасти обескровленный отряд.

 

 Расширим кругозор

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Тема наполеоновских войн представлена в настольном мире очень широко. Одних военно-тактических игр несколько десятков, если не сотен, но я попробую вам в двух словах объяснить почему в 2011 году мой выбор остановился на C&C:N.

Отбросив коллекционные игры, а также игры с подозрительно низким средним рейтингом проголосовавших на BGG, я остановился на пятерых: Manoeuvre, Napoleon’s War Volume I: The 100 Days (100 Days), Napoleon’s Triumph (NT), Commands & Colors: Napoleonics (C&C:N), Battles of Napoleon: The Eagle and the Lion (BoN). Предварительно увидеть игру «вживую» и сыграть я смог только в BoN, поэтому процесс выбора был сложным. Как вы могли уже догадаться, для меня главным в настольной игре является механика и оформление: качество и органичность исполнения игровых компонентов. Именно этими двумя показателями я постараюсь измерить нижеследующие настольные варгеймы.

 

NT  я отбросил практически сразу. Оформление оказалось совсем сухим и невыразительным: поле на тонкой бумаге в стиле топографической карты, войска в виде маленьких брусочков — мне оказалось сложным представить себе такую механику, которая сможет отодвинуть эти недостатки на второй план. Мне даже показалось, что любительское ПнП обычно выглядит намного привлекательней, чем это недоразумение от профессионалов.

 

С BoN все было сложнее: потрясающее оформление, многообещающая механика. Но мне удалось сыграть в неё, не покупая, и сделать более объективные выводы: фигурки просто кричат о необходимости покраски, всадники валятся с лошадей, если не «закрепить» их чем-нибудь клейким, командующих и отряды непросто отличить друг от друга. Но это все придирки, потому что игра все равно остается самой красивой среди этой пятерки. Что сыграло  решающую роль в том, чтобы не покупать эту игру, так это недоработанность механики: многообразие ньюансов правил меня никогда не отпугивало, но нечеткость и неоднозначность их говорит о том, что игровая механика пока еще сырая. Интересная идея с четырьмя приказами находит практическое воплощение в использовании лишь двух из них, колода «последствий» вызывает ощущение второго кубика, а кубик помноженный на кубик вызывает противоречивые ощущения, карты со свойствами отрядов выпущены с дисбалансом и издательство предлагает скачать их исправленную версию, выложенную на сайте, обратиться в службу поддержки для их получения. Однако, это было бы терпимо, если бы не высокая цена данной игры. Заявленные 100 у.е. (пусть можно найти и за 70) с добавлением доставки этой огромной и тяжелой коробки обойдутся жителю Украины около 900-1000 грн.. И это тогда, когда C&C:N выйдут в 500-600! Платить за недоработанный, пусть и перспективный продукт такую цену — значит потакать издательству в его халатном отношении к выпуску игр топ-сегмента. Пусть FFG с Nexus-ом доработают и выпустят вторую редакцию, тогда я пересмотрю свое отношение.

 

Manoeuvre я не отбросил, а лишь отложил на потом: эта игра очень заинтересовала меня, но немного не попадала в формат, который я тогда искал. Я увидел в ней чудесный легкий варгейм, быстрый и красивый. Цена, конечно, могла бы быть немного меньше, но в издании 2010 года с компонентами из более плотного картона она кажется уже обоснованной. Здесь есть и различные нации, и виды войск, и разнообразные тактические приемы. Оформление выполнено очень привлекательно (и это у GMT!). Почему я предпочел C&C:N? Во-первых, Manoeuvre ждет своей очереди для пополнения моей коллекции, а во-вторых C&C:N все же находится в другой нише военно-тактических варгеймов, являясь более глубоким погружением в реально существовавшие исторические баталии, а Маневр — тематической головоломкой без привязки к истории сражений с пазл-полем, создаваемым самими игроками.

 

В 100 Days все хорошо: и фигурки красивые, и компоненты выразительны, и механика продумана. Мне сложно сказать, что отпугнуло меня, наверное, то, что она похожа на Conflict of Heroes, который мне не нравится. Не могу сказать ничего плохого — уверен, что эта игра понравится многим, но в моей коллекции она появится вряд ли. Интуиция может ошибаться, но когда разум молчит, ничего лучшего не бывает ;).

 

Субъективный вердикт

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!

 Впечатления от C&C:Napoleonics у меня самые положительные. Игра сумела оставить проверенную систему Борга, но существенно изменить её производные. На мой взгляд любителя настольных варгеймов, в том числе по этой системе, это пошло ей только на пользу.

Издательство (GMT) начинает находить баланс между механикой и исполнением, начав радовать не только интересными игровыми механиками, но и более выразительным исполнением.

 

Вместо послесловия:

Как вы уже успели отметить, стихи, использованные в статье, принадлежат перу М. Ю. Лермонтова, а картины —  кисти Ораса Верне. Распространяться не хочу, просто предлагаю почтить их память интересом к ставшему уже бессмертным творчеству.

А для большей атмосферности можете прослушать вложенную к статье песню, ставшею гимном не только известной всем стране, но и революционному духу во всем мире.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

28 комментариев на «Вам не видать таких сражений!.. C&C: Napoleonics и другие»

  1. Отличный обзор!
    Смайлик вернулся 🙂

      Цитировать  Ответить

  2. Серж,

    Спасибо :).
    Я же говорил: «улетаю, но обещаю вернуться ;).»

      Цитировать  Ответить

  3. Отличная статья, спасибо! Следует ждать отчётов вскорости? 🙂

      Цитировать  Ответить

  4. Забавная штука — вкусы. Мне вот внешний вид Napoleon’s Triumph по представленным в статье фотографиям понравился больше всего. Подозреваю, что всему виной старая компьютерная игра (названия которой не помню), в которой ландшафт хоть и был трёхмерным, был к тому же угловатым и зелёным (других цветов не было), а войска были представлены именно что брусками, красного или синего в зависимости от стороны цвета. Битва шла в настоящем реальном времени, то есть можно было послать войска в путь и идти обедать или ужинать — вернёшься, глядишь, успеют уже дойти до неприятеля. Но естественно была возможность ускорять ход времени. Эх, вспомнить бы ещё, что за игра.

      Цитировать  Ответить

  5. Ты имеешь в виду Sid Meier’s Gettysburg? Тогда обрати внимание на Take command 2nd manassas.

      Цитировать  Ответить

  6. MakVlad,

    Спасибо.
    Да, почему нет :).
    Думаю, её в Меджибож на фестиваль взять — там потенциальных варгеймеров должно быть немало ;).

    PS: Заглянул на страницу «Друзья блога» и не нашел твоего форума, эту несправедливость сразу исправил.

      Цитировать  Ответить

  7. oranged,

    Да, именно.
    Кому-то точно может понравится, и рейтинг у неё совсем немаленький.
    Мне вот Агрикола не нравится, но это не значит, что игра, которая долгое время занимала 1-е место на том же БГГ плохая :). Отнюдь.

    Кстати, как воспринимается оформление Маневра? Мне, как видно из статьи в том числе, очень приглянулась.

      Цитировать  Ответить

  8. Лекс:

    Классный

      Цитировать  Ответить

  9. Лекс:

    Ой-ой. сына отправил коммент недописанный) Классный отчёт! Смайлек, наконец то ты развязался)

      Цитировать  Ответить

  10. Лекс,

    Спасибо за отзыв.
    Я оставлю комментарий сына и не буду удалять — вышло довольно мило :).

    Да, последнее время тяжело все вместе совмещать, но главное же не скорость :=).

      Цитировать  Ответить

  11. smilek,

    «Манёвр» по оформлению не приглянулся.

    MakVlad:
    Ты имеешь в виду Sid Meier’s Gettysburg? Тогда обрати внимание на Take command 2nd manassas.

    Глянул — не то. Уточняю: на поле сражения, представленном сплошным зелёным полотном с претензией на трёхмерность ландшафта, бегают в реальном времени красные и синие бруски. (:

      Цитировать  Ответить

  12. А мне Манёвр понравился, и внешне и в игровом смысле. С удовольствием в него сыграл и ещё хочется. Думаю заказать его в скорости, наряду с карточной Sun of York, про войну Алой и Белой роз.
    За добавление в друзья спасибо 🙂

      Цитировать  Ответить

  13. Познавательный, красивый, великолепный обзор, который было очень интересно читать — получил огромное удовольствие. Исторические справки создают необходимую атмосферу, а сравнения игр более чем корректны.
    Спасибо! Жду твоих следующих статей…

      Цитировать  Ответить

  14. MakVlad,
    Форум хороший. Игрокам-варгеймерам есть что там почитать :).
    А Маневр я тоже закажу в ближайшей посылке :), а вот брать ли Торговцев и Пиратов с Доминирующими видами еще подумываю…

    Gravicapa,
    Спасибо.
    Мне важно твое мнение и очень приятно, что тебе понравилось.
    Статьи еще будут :), это я обещаю.

      Цитировать  Ответить

  15. VDmitry:

    Странно, как раз таки NT меня по картинке более всего интригует

      Цитировать  Ответить

  16. VDmitry,

    Ничего странного — вкусы у всех разные.
    Если не секрет, то чем интригует NT?

      Цитировать  Ответить

  17. Пластун:

    Тріумф Наполеона крута гра. Для мене, як виявилося, аж занадто.

    Ну а Наполеоніка з сім’ї СС звичайно рулить. 30 хв на партію і море задоволення

      Цитировать  Ответить

  18. Пластун:

    До речі, про Марсельезу.
    Український переклад просто виносить мозок. Рекомендую ознайомитися.
    Люди що знають жабоїдську кажуть що нашою навіть краще )

      Цитировать  Ответить

  19. Пластун,
    Цілком згоден: задоволення від гарної гри за короткий час — це одна з найбільш вагомих переваг системи Боргу, але 30 хвилин, то, певно, якийсь швидкий сценарій попався, орієнтовний час гри — година.

    Пластун,
    Ознайомився. Марсельєза будь-якою мовою гарна :), але українською не знайшов повного перекладу: знайшов тільки переклад М. Вороного, де перший, два останніх куплета та приспів.

      Цитировать  Ответить

  20. Пластун:

    Ну я маю величезнй досвід СС ігор тому з таких же досвідченим суперником розписати майже всі стандартні (є ж іще «прорив» та «епік») сценарії за 30 хв не є проблемою
    А переклад Вороного напевне лише в такому вигляді й існує…

      Цитировать  Ответить

  21. а меня безумно поразил своим стилем napoleon’s triumph.
    такая утонченность. по-моему очень стильно.
    жду-недождусь возможности купить.
    кстати, решил взять и солитерный Field Commander: Napoleon, больно уж его хвалят…

      Цитировать  Ответить

  22. Taran,

    Да, «Полевой командир» очень хорош и оформлен сказочно, но он для 1-го !!! игрока, если бы не это я бы о нем написал :).

    PS: Тебе привет от Егора из Коктебеля 🙂 с его джазовыми и блюзовыми ритмами.

      Цитировать  Ответить

  23. fonfrost:

    Извиняюсь, что пишу не в той теме, но так как Battle Cry упоминается в этой статье вопрос к smilekу. Играли ли вы в эту игру? Или может что то слышали о ее переиздании Battle Cry: 150th Civil War Anniversary Edition 2010 года? Стоит ее брать, или по механике это самая примитивная игра из серии Commands&Colors?

      Цитировать  Ответить

  24. fonfrost,
    Я не играл, но читал об этой игре, кроме того слышал отзыв человека, у которого эта игра есть.
    Исходя из этого могу сказать, что механика самая примитивная из всех, но хуже другое: у этой игры нет масштабируемости, т. е. в неё не добавить парочку расширений, как, например, «Восточный фронт» или «Воздушный набор» в «Мемуары о 44-м».

    Если говорить о механике Борга, то лучшей на мой взгляд является как раз «Наполеоника», но блоки вместо миниатюр могут отпугнуть эстета, привыкшего к красивым миниатюрам. Если это так, то стоит обратить внимание на Вестероские битвы — там есть и хорошая механика, и качественные (хоть и непокрашенные) миниатюры. Правда, Вестерос имеет мало общего с Боргом, но научиться играть так же легко.

      Цитировать  Ответить

  25. fonfrost:

    Игру все таки купил. Из плюсов самое красивое поле среди всех виденных мной варгеймов, аж 30 сценарев, ну и миньки более детализированы и более разнообразные чем в Мемуарах (правда пластик слишком ломким кажется). По правилам абсолютный клон базы Мемуаров. Вернее Мемуары клон Battle Cry. Отличия по правилам носят косметический характер, к примеру: родов войск 4, а не 3 (Кавалерия (танки), пехота(-), пушки (-), генералы), юниты стреляют, как это ни странно, дальше, чем в Мемуарах, ну и более сложные правила укрытий, затрагивающие зоны видимости. Еще забавно видеть разные технические элементы, встречающиеся в других играх Борга (к примеру знаменосцы как в Battlelore или кубики с теми же обозначениями как в Napoleonics). К минусам по сравнению с Мемуарами отнесу отсутствие дополнений, да и издатели почему то зажали жетоны, обозначающие модификации войск.
    Если рассматривать что лучше, Мемуары или Battle Cry, первые выигрывают только за счет дополнений. Но так как у меня по периоду WWII есть бьющий по всем статьям Мемуары Tide Of Iron, Battle Cry взял из-за сетинга.
    Вестерос естественно есть, я же вам по его допам недавно задавал вопросы?
    Ну и для меня лучшей игрой Борга является естественно Battlelore (за счет оформления, разнообразных механик, которых с учетом допов поболее чем в Napoleonics (знаю, знаю, вы их считаете несбалансированными) и огромного количества видов юнитов).

      Цитировать  Ответить

  26. fonfrost,
    Могу сказать, что это ценный комментарий, т.к. уже из уст владельца игры BattleCry :). Насколько я могу судить, наше мнение в основном совпало :).

      Цитировать  Ответить

  27. Пластун:

    як там Рашн Армі, Віталій?

    хочеться докладного розбору

      Цитировать  Ответить

  28. Пластун,

    Взагалі то я по ним зіграв вже близько 20 ігор, то можна й розібрати. Ну й коробка, звісно, є.
    Нічого особливого, як й з іспанським доповненням, але є що розповісти. В Наполеоніку я, певно, вже партій 150, а то й більше у сумі зіграв. Думаю, чекати на розбір можна, але після записів про Ігросферу (ще одна буде) і про варгейми, як я їх розумію (давно хотів, знайду-таки час).

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *