' + post_title + '

Фестиваль в Меджибоже — 2011. Настольные игры: номинанты и лауреаты.

На прошлых выходных состоялся фестиваль в Меджибоже, посвященный рыцарским забавам, средневековому быту, фолк-музыке ирландских и шотландских горцев и настольным играм.  О небольшом, но интересном приключении я расскажу на следующих выходных, а эта запись будет посвящена исключительно играм, представленным разработчиками для нашей судейской критики и восторгов публики. Надеюсь, эти мини-рецензии никого не обидят, но обратят внимание на недостатки и преимущества авторам игр, а читателей познакомят с новинками, еще не вышедшими на рынок.

Начну я, конечно, с лауреатов — тех игр, которые получили свои заслуженные награды от нашего жюри, судейская коллегия которого состояла из sNOwBODY, Сергея Голубкина, Scorpiusа и Вашего покорного слуги.

Победителями стали:

  • «Рутения» в номинации «лучшая игра»
  • «Веселая ферма» в номинации «лучшее художественное оформление»
  • «Ренессанс леммингов» в номинации «самая оригинальная игра»

Впрочем, я не могу не выделить еще и «Медвежат і бджолят», которой безоговорочно бы отдал бы победу в номинации «лучшая игра для детей», если бы таковая была :).

«Рутения»

2-4 игрока (рекомендую — исключительно вчетвером), 2.5+ часа

Говорит ему Илья да таковы слова:
— Ты Владымир-князь да стольнё-киевской!
Соловей-разбойник на твоём двори,
Ему выбито ведь право око со косичею,
Й он ко стремени булатнему прикованной…
(Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Итак, лучшая игра фестиваля. Что из себя представляет «Рутения», думаю, знают, уже многие и мне не удастся избежать повторов. Игра представляет собой военную стратегию, нацеленную на контроль территорий. В неё действительно удачно вплетены проверенные механики отдачи приказов, военных столкновений, событий, при этом игра не вызывает ощущения запутанного америтреша. Получился довольно серьезный стратегический варгейм на тему раннего средневековья с противостоянием русичей, хазаров, византийцев и болгаров. Что искренне радует в этой игре, так это внимание к истории: состав армий, свойства полководцев, границы областей и даже Великое переселение народов, представленное кочующими племенами — все это погружает в атмосферу жестоких и бескомпромиссных темных веков средневековья.


Однако, не все так хорошо, игра еще требует доработки баланса: если создать исторически достоверную игру, потеряется интрига, ведь как все сложилось мы знаем :). Византия должна перестать быть мальчиком для битья, а хазары — непобедимым копьем степей. Ребята показали некоторые решения этого вопроса и я во многом остался удовлетворен, но в этом ключе надо еще поработать. Также следует улучшить оформление игры — оно великолепно в своей задумке, но сейчас прототип не выглядит завершенным. Следует сказать, что дизайнеры намерены сделать игру одним из самых красивых варгеймов, а мне остается пожелать им не останавливаться на достигнутом.


В заключение скажу, что «Рутения» заслуживает самого пристального внимания опытных игроков и любителей истории, но ниша у неё такова, что понравится игра далеко не всем. Скажу честно — этой игре я бы дал победу в номинации «лучший исторический варгейм», но этой номинации просто не было :(, а награда которую взяла «Рутения» дана авансом.

«Веселая ферма»

2-4 игрока (механика, вроде, позволяет и больше), 40 минут.

— Если молоко отдавать, зачем же тогда корова?
— Значит, надо что-нибудь продать, — говорит Шарик.
— А что?
— Что-нибудь ненужное.
— Чтобы продать что-нибудь ненужное, — сердится кот, — надо сначала купить что-нибудь ненужное.
А у нас денег нет. — Тут он на пса посмотрел
и говорит:
— А давай, Шарик, мы тебя продадим.
(«Дядя Федор, пес и кот» — Эдуард Успенский)

Веселая, быстрая, легкая и умная евроигра.  Есть у нас ферма, на которой садим пшеничку и плодово-бурячковые, выращиваем, собираем урожай, кормим животинку. Незатейливо? А вот и нет: заниматься настольным сельским хозяйством оказывается увлекательно. Выбор действий ограничен двумя, приходится принимать решения каждый ход, а на финишной прямой в этом вроде бы пасьянсе проявляется небольшой конфликт, ведь можно не только покормить свое животное, но и не дать сделать это другому. Оформление вызывает добрую улыбку, а мордочки голодных животных напоминают о том, что цель в этой игре — дать хорошо покушать своей скотинке. Самые откормленные получают бонус, самые недокормленные — штраф. Играть в неё проще простого, выигрывать — нет.


Отдельно отмечу чудесное оформление игры. Яркие, забавные рисунки, в которых оказалась изюминка: когда мое животное насытилось, глазки его перестали грустить, но такое невыразимое удовольствие сквозило в них, что я всерьез принюхался к запаху травки, пошедшей ей на прокорм :).


Эта игра полностью готова к изданию и продаже, в ней все выглядит цельным и продуманным. Предполагаемая цена обещает быть очень скромной и я смело рекомендую обзавестись «Фермой» не только гикам, но и просто неравнодушным к настольным играм. Не скрою, что именно эта игра оказалась моим главным фаворитом на конкурсе разработчиков.

«Ренессанс леммингов»

2-5 игроков, 1-1.5 часа (время партии сильно зависит от числа игроков)

Очень распространено представление о возникающем раз в несколько лет массовом самоубийстве леммингов. Считается, что в отдельные годы, когда численность леммингов очень резко возрастает,
зверьки следуют друг за другом или за одним из леммингов — «проводником» к пропасти или берегу воды,
где и гибнут.
По-видимому, миф о групповом самоубийстве леммингов был создан ещё в 19-м веке,
когда учёные заметили внезапные сокращения популяций леммингов,
которым не находили объяснения.
В 1908 году Артур Ми (Arthur Mee) решил,
что «массовое самоубийство» удачно вписывается в эту ситуацию
и опубликовал такой вариант в своей детской энциклопедии.
(«Лемминг» — Википедия)


Сложно сказать что это: евро или америстайл, дайсфест или хитрые комбинации, в этой игре даже выиграть можно двумя способами: не только заполонив ареал своим видом, но и наоборот — взмыв леминангелами к небу. Игроки каждый ход выставляют своих пластиковых хомячков в области разной пищевой привлекательности (может и не пищевой — это вопрос вашей фантазии :)), но наслаждаться сладостной жизнью в облюбованных местах им недолго: каждый ход происходит настоящее помешательство и маленькие, но гордые животные мигрируют в другие края. Стоит заметить, что это важное для каждого лемминга дело редко обходится без кубика и случай многое решает за бедных хомячков. Но решений достаточно и здесь: спровоцировать миграцию или нет, в этой области или другой, сыграть эту карту события или ту, начать плановое размножение или бесшабашно рухнуть в пропасть в надежде воспарить к облакам.


Оформлена игра приятно и с юмором. Мы встретим за столом очень ярких персонажей из грызуньей семьи: самоуверенного альфа-самца, строгого отшельника, милых доброжелателей и даже аватару основного инстинкта :).


Этот оригинальный настольный гибрид почти готов к изданию — единственно, чего в нем не хватает, на мой взгляд, так это кубиков, сделанных в той же оригинальной манере, потому что высчитывать попадания на 1-2, 3-4 и т.п. больше подходит тактическим варгеймам, а не веселой настольной забаве.

«Медвежата і бджолята»

2-5 игроков, 20 минут

— Ты что — застрял? — спросил он.
— Не-ет,   я  просто  отдыхаю — ответил  Пух,  стараясь говорить веселым голосом.
— Просто отдыхаю думаю кой  о  чем  и пою песенку…
— Теперь все ясно,— сказал Кролик,— ты застрял
….
— Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери!
— Нет, это всё оттого, что кто-то слишком много ест!
(«Винни-Пух и все-все-все» — Александр Милн)


Это очень простая игра, основанная на сборе комбинаций «сот» и «цветков», которые открывают двери голодным мишкам (это мы, да-да!) к улику с вкусным медом. Пчелы не спят и трудолюбиво запечатывают прорехи в своем улье. Трутни просыпаются и жалят бедных мишек, выбрасывая красную карточку «Стоп» не хуже заправского судьи. Медведи, оценив ситуацию, соглашаются жить дружно (друг с другом, а не с пчелами!) и в режиме кооператива совместными усилиями прорываются к вожделенной добыче. Я не люблю кооперативы, за что мой мишка и поплатился: все двери улья оказались запечатанными и мед не достался никому :(.


Мне сложно судить о том, насколько игра готова: прототип игры еще придется «одеть» в яркие цвета, сделать боле выразительными компоненты. Но дети — лучшие судьи, а им игра очень понравилась даже в таком, на мой взгляд, сыроватом виде.

Игр на развитие малюток не так много, эта — одна из них. Я искренне надеюсь, что «Мишек и пчелок» ждет успех в нише детских настольных игр.

«Альфа центавра»

2-4 игрока, 20-30 минут

Альфа Центавра — ближайшая к нам звездная система.
Фантасты всего мира связывают с ней начало эры межзвездных перелетов.
(Общеизвестный факт)


Быстрый и очень азартный филлер. Фактически, мы имеем механику ставок в закрытую и выиграет  тот, кто правильно прочитал постоянно меняющуюся ситуацию на поле. Озеленение планет, схватки в космосе, артефакты таинственных предтеч, атомные анигиляторы — все это модифирует «ставки», которые вскроются только в конце раунда. Вот такой упрощенный покер в антураже покорителей космоса.

Игра готова к изданию, дорого стоить она не должна, а в дороге и на природе наверняка подарит массу приятных эмоций. Кроме того в неё запросто могут играть люди, которые мало знакомы с настольными играми.

«За волю»

2 игрока, 30 минут

«Что скажет история? » — «История, сэр, солжет, как всегда».
(Бернард Шоу)


Карточная игра, на удивление очень хорошо оформленная и полностью готовая к продаже. Механика не блещет особой глубиной: у нас есть офицеры, без которых не вывести войска, есть немного особенных приказов. Урезанный МТГ по общему мнению. Да, но мне не показалось это минусом. Эта игра может играться быстро и легко, карты выучить можно с первого раза, а значит можно смело играть практически с любым. При мне в игру свободно включилась пара подростков, которые не были знакомы с ККИ-шным форматом.


Оформление, как и тема вызывает противоречивые чувства. Сказать по правде, я крайне не люблю, когда нашу многострадальную Украину начинают раскалывать на два лагеря, а тема УПА именно такова. Зачем она выбрана для карточной игры? Радует, однако, что в данной игре УПА противостоит фашистской Германии.

«Эпоха правителей»

2-4 игрока. 3 часа.

Собирая мир, Создатель выдал на-гора массу выдающихся и в высшей степени оригинальных идей.
Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило.
(«Мор, ученик Смерти» — Терри Пратчетт)


Стратегический варгейм нацеленный на контроль территории в фентезийном сеттинге. Игра вызвала у меня неоднозначные чувства: с одной стороны продуманные несимметричные стороны, с которыми интересно знакомится, уникальная находка со сменой правителей, занятные постройки и бои, с другой стороны так нелюбимое мною кингмейкерство и «право последнего хода», когда игрок может в последнем ходу в корне изменить ситуацию на игровой доске. Кроме того, ребятам есть что изменить в колоде и механике боя, потому что карточная механика боев должна управлять случайностью, а не наоборот.

Оформлению еще неидеально, но некоторые компоненты сделаны очень привлекательно. Следует сказать, что игра имеет большой потенциал и я уверен, что после доработки её ждет признание.

«Алхимик»

2 игрока. 30-40 минут.

Простейший путь превращения стали в золото – война.
(А. Циткин)

ККИ-шный формат, который я не люблю. Оформление, на данный момент попросту позаимствованное у некоторых компьютерных игр. Несбалансированные стороны. И при этом в неё приятно играть :). Не знаю уж в чем тут дело, наверное мне понравились авторы игры: молодая пара, у которой все только начинается.

Из находок могу отметить идею сбора комбинаций для выкладывания особо интересного артефакта или героя и приношения в жертву слабой карты в пользу более сильной.

Послесловие

На этом я завершу первую статью о фестивале. К сожалению, «Киберион», «Сталкер», «Опята» и прочие игры не смогли участвовать в этот раз в конкурсе, но тем более интересно будет встретиться  сними в следующий раз, тем более, что тот же «Киберион» даже в своем неготовом виде очень мне приглянулся.

А на следующей неделе вас ждет рассказ о фестивале во всей его полноте, а не только в настольном формате. Уже не будет никаких рецензий, а только поток еще свежих воспоминаний.

13 комментариев на «Фестиваль в Меджибоже — 2011. Настольные игры: номинанты и лауреаты.»

  1. По Эпохе:
    1. С правом последнего хода все решено. Теперь в конце все имеют возможность атаки.
    2. С картами решено, сразу делаем на английском.
    По Леммингам:
    Как видно на втором фото — не самая оригинальная идея, а самая оригинальная игра… Идей может быть много, а вот с тем, чтобы довести их до завершения не всегда бывает просто 🙂

      Цитировать  Ответить

  2. «Собирая мир, Создатель выдал на-гора массу выдающихся и в высшей степени оригинальных идей.
    Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило.»
    Сильная и очень веселая цитата для меня 😀
    На двоих игра — час не больше.

      Цитировать  Ответить

  3. Серж,

    Это радует.
    Мало того — любому игроку должно быть приятно, что дизайнеры прислушиваются к отзывам. Уверен, что Эпоха еще себя покажет :)!

    Серж,

    Пратчетт, он такой Терри :).
    Ну, я не смог оценить как она идет вдвоем, допускаю, что за час можно сыграть, особенно, если игроки уже знакомы с игрой.

      Цитировать  Ответить

  4. Robo robo:

    ну у меня на фотографии штаны просто полны радости) щас почитаем статью)

      Цитировать  Ответить

  5. Robo Robo:

    хороший обзор)) никого не обидел)

      Цитировать  Ответить

  6. robo,
    Да-да! Именно так надо играть в стратегические варгеймы!

    robo,
    Спасибо, надеюсь, при этом не пресный ;).

      Цитировать  Ответить

  7. zeeL:

    в Рутению, Альфа Центавру и Эпоху правителей однорзначно захотелось поиграть )))

      Цитировать  Ответить

  8. Robo robo:

    Смайлик, конечно не пресный)

    Альфу пытаемся издать, а эпоха готовится к пнп релизу)

      Цитировать  Ответить

  9. Фишки леммингов прикольные!

      Цитировать  Ответить

  10. zeeL,
    Альфу я могу принести в клуб и сыграем.

    robo,
    Спасибо.

    Vladimir,
    Фишки ребята специально заказывали, вышли они недешево, насколько я знаю, но красиво — это факт :)..

      Цитировать  Ответить

  11. Да, фишки лемингов выглядят опупенно, На фотках даже немного переливаются или полупросвечиваются. Не знаю как в жизни, еще не видел.
    Интересно. Уже много прочитал про фестиваль и все равно интересно читать мнение разных людей.

      Цитировать  Ответить

  12. На весёлую ферму всем семейством пускаем слюни. Оформление просто потрясающее — для детей вообще супер., да и игровой процесс, судя по всему, не сложный и располагает к хорошему настроению. В «виш — листе» однозначно!

      Цитировать  Ответить

  13. Spotty,
    Так приезжай в следующий раз 🙂 — увидишь своими глазами и напишешь об увиденном :). К слову, на выходных я напишу о самом фесте, уже без рецензий :).

    Gravicapa,
    Нёне и даже Боне понравится, уверяю :)!

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

'