Tide of Iron: Coming in on a Wing and a Prayer… — На честном слове и на одном крыле…

Знаете, как бывает, когда хочешь сказать о чем-то значимом? Умные мысли витают в голове, заменяются другими, не менее умными, и уходят. Уходят навсегда вместе с настроением. Неотвратимость этой эмиграции я называю Первым законом вдохновения.
Самое забавное, что в этот момент все кажется глупостью, недостойной бумаги. Сомнения медленно, но неотвратимо делают все, чтобы Первый закон вступил в силу раньше, чем на бумаге появится хоть строчка. Да, вы угадали, это я называю Вторым законом вдохновения.
Как мы видим, появиться чему-то стоящему довольно непросто. Во всяком случае, у меня это так.

Вы в догадках — к чему это я? Да к тому, что данной статье посчастливилось попасть под мои оба Закона вдохновения. С весны дальше намерений статья об игре, которую я люблю всем сердцем, не шла и я заново открыл для себя ницшеанскую истину: мысль приходит к нам не тогда, когда мы этого хотим, а когда этого хочет она.

И вот теперь…
Теперь, если Вам покажется, что получилось нелепое графоманство, знайте, что Вы не одиноки — я тоже нахожусь под воздействием Второго закона :).

 

 

Истоки «Реки Железа»

«Война — это грубый, бесчеловечный и абсолютно непрактичный метод выяснения отношений между правительствами.»
Франклин Рузвельт

«Реки железа», «Железный вал», «Прилив стали» — можете перевести название «Tide of Iron» (ToI) на свой вкус, но суть останется — игра задумывалась прежде всего, как красивая историческая реконструкция «самого длинного дня в истории», последующей знаменитой операции «Оверлорд» — открытию второго фронта США. Да, 6 июня 1944 года эксплуатировалось неоднократно, достаточно вспомнить хотя бы кинофильм «Спасти рядового Райана». Бойня была та еще, особенно на участке пляжа Омаха, но мы об этом сейчас не будем. Итак, первоначально ориентируясь на американский рынок, игра обязана была:
— обладать шикарными компонентами
— быть в полной мере атмосферной
— в меру рандомной, т. е. подверженной случаю.
Так и получилось. За дело взялись Джон Гудинаф, Кори Коничка, Кристиан Т. Питерсен. Да, тот котороый с «Т.» посередине на манер именования некоторых американских президентов тоже президент, только компании FFG, выпустившей множество игр, в том числе и ту, о которой я сегодня рассказываю. AGoT, Twilight Imperium, Runebound, Horus Heresy, Descent, BSG — вот только малая часть игр, которые создали эти ребята. Помимо команды трех геймдизайнеров за дело взялась четверка художников-оформителей: Майкл Комарк, Курт Миллер, Скот Найсли, Брайан Шомбург, которые успели оформить самые разные игры, как, например, Ужас Аркхема, Зов Ктулху и Поглощение(Acquire).

В 2007 году эта «великолепная семерка» выпустила игру на рынок. В 2007 и 2008 годах игре не везло с «Золотым Чудаком» (Golden Geek Award): она все время оставалась претендентом, уступая первенство в своих основных номинациях «Риму против Карфагена» и «Преданиям Битвы». На мой взгляд, это отражает несколько моментов: активную аудиторию BGG, нацеленную, как ни крути, но больше на евростиль и стоимость. А наша ToI, была выпущена в фирменной «большой, тяжелой и дорогой» коробке от FFG.

Да, ей не удалось получить такие награды, как Golden Geek Best 2-Player Board Game, Golden Geek Best Board Game Artwork/Presentation, Golden Geek Best Wargame, но дважды (в 2007 и 2008) игра была среди номинантов. За четыре года «Железный прилив» собрал 2495 голосов и удостоился средней оценки в 7.4!
Это впечатляющий показатель, особенно для игры, которой 4 года и которая дороже своих прямых конкурентов примерно в полтора раза. Что же просят за 67 баксов без доставки? Начнем знакомство :).

 

Встречаем по одежке

«Война — нормальное состояние для людей.»
Бенито Муссолини

 Меня не перестает удивлять, зачем некоторые производители игр оставляют столько места в коробке? Видимо, настольщиков путают с теми редкими маргиналами, которые коробки используют по другому назначению. Эта коробка представляет из себя огромный прямоугольник, внутри которого есть где разгуляться воздуху, но нет места организаторам и инлеям. Учитывая стоимость я смело заношу это в минус. Однако содержимое производит крайне положительное впечатление.
Внутри мы найдем:
— всевозможные стратегические карточные колоды, выполненные превосходно. Качество картона у ФФГ всегда на высоте, здесь же мы видим еще и подходящее оформление с небольшими тематическими черно-белыми фото из хроник второй мировой войны— миниатюры пехоты, различающиеся внешним видом: минометчики, стрелки, спецназ, пулеметные взводы и офицеры. В минусы не могу не записать неудобный способ «составления» отряда, когда каждую фигурку необходимо воткнуть в базу и вынимать из неё при ранении. Почему неудобно? Потому что крепятся фигурки посредством небольшого стержня, помещаемого в одну из четырех дырочек базы. Внешне этот стержень напоминает окончание обыкновенной спички, только изготовлен из пластика; эта конструкция выполнена с небольшими технологическими допусками, в результате часть фигурок крепится как надо, часть чуточку болтается, а часть приходится выдергивать с усилием.
— миниатюры техники, которой представлено настолько много, что все перечислять не буду, только назову виды: транспорт, всевозможные танки и легкая бронетехника.
— части карты, которые представляют собой небольшие прямоугольники, совмещая 4-9 из них мы получим готовую карту сценария. Это очень удобно, особенно учитывая, что компонентов очень много и времени на сетап они забирают много. Кроме того, есть несколько накладных гексов для того, чтобы у дизайнеров были полностью развязаны руки, но обычно их не используется больше 2-3 при создании сценария.— тьму жетонов, разных, в том числе бесполезных. Да, мне кажется, издатель увлекся с выпуском набора компонентов даже там, где можно было обойтись без них — например, жетоны транспорта, вместо которых удобнее «садить» нужный взвод на миниатюру транспорта или попросту запоминать расположение. Справедливости ради, стоит сказать, что сами жетоны выполнены великолепно.— книга правил и книга сценариев. Книга правил — классика от FFG — красивые иллюстрации, но много слов и иногда встречающиеся ошибки, впрочем этим грешат и другие издатели варгеймов, например, GMT. Книга сценариев погружает в атмосферу тех дней, дает небольшой исторический очерк перед каждый сценарием, изобилует фотографиями и может похвастаться выдержанным стилем.
 
В итоге, у меня неоднозначное мнение об оформлении: с одной стороны красиво и в высшей степени атмосферно, с другой — не всегда практично и удобно. Также обратите внимание, что на фото часто представлены покрашенные миниатюры — это дело умелых рук одного киевского настольщика, но не издательства.

 

Как это работает?

Меня часто спрашивают: «за что мы сражаемся?» Могу ответить:
«Перестанем сражаться — тогда узнаете.»

Сэр Уинстон Черчилль

«Железный прилив» — это гексогональный варгейм, в котором нам дадут выбрать сражение, создать поле битвы, расположить войска и разыграть бой, определив победителя по условиям выбранного сценария.

Сценарии редко призывают «уничтожить, да побольше», чаще обращая внимание полевых командиров на необходимость выполнения целей. Это может быть и прорыв окружения, и захват стратегических точек, и уничтожение колонны транспорта, и многое другое. Быть кровожадным в этой игре не приветствуется, умным и помнящим о своих целях — да. Набор сценариев не ограничиваются вложенной книжкой — помимо расширений игры, о которых дальше, обратите внимание на таблицу, созданную Эндрю Миллером. Как составляем карту вы уже знаете, чем нам воевать также, но это еще не все ;).
У нас есть войска с множеством специализаций: пехота двух видов, пулеметный и минометный расчеты, различные танки и легкая бронетехника. Отряды пехоты могут иметь специализацию: содержать полевых врачей, огнеметчиков, противотанковые  ружья и т.п.  Фигурки отличаются не только видом, но и характеристиками, повреждения, получаемые отрядом или техникой влияют на эффективность в бою.

Отряду можно отдать один из следующих приказов:
— прикрывать огнем другие отряды, открывая стрельбу по движению врага
— передислоцироваться
— стрелять в полную силу
— передвинуться и стрелять (тогда и движение будут короче, и выстрел не сможет достать на длинную дистанцию)
— взять штурмом местность (даже усталые отряды, расположенные рядом, присоединятся к подобной смертельной атаке)
— использовать стратегическое преимущество с карты (они могут быть разными в зависимости от вашей «руки»)

Сами атаки бывают разными: по площади, распространяющиеся, на поражение, на подавление. Так можно не убивая живую силу противника заставить его отступить под натиском ужасающего огня,  обездвижить танки, лишив их большей части огневой мощи, обескровить опаснейшие отряды. Иногда важнее сохранить инициативу, чем добивать раненных — мало в каком варгейме я встречал подобное.
Атака разрешается бросками D6 кубиков, а число при броске может достигать и двух десятков. Попадания считаются на 6 в случае длинной дистанции, на 5,6 — обычной и 4,5,6 — рукопашной.

Действий-приказов в свой ход игрок может совершить несколько (обычно 2-3), никакой секционности нет, ограничение скорее в том, что отряд после выполнения «действия» устает и в этом раунде больше не сможет двигаться. Однако, даже в ход противника есть возможность перехватить инициативу — например, пулеметный расчет, залегший в режиме «ответный огонь» будет серьезной угрозой для любых передвижений пехоты противника, потому что не устает поливать их свинцом. Способности и характеристики представлены на памятках войск, они здорово отличаются, бесполезных и дублирующих нет. При этом характерно, что паралича выбора действий не заметно.

Этим не заканчивается тактический простор: помимо прочих условий в сценарий добавляется колода стратегических карт: это могут быть колоды поддержки с воздуха, артиллерийского огня, тактических находок, лидерства, подкреплений и многие другие, каждая дает свой характерный бонус. Использовать карты можно за стратегические очки, а зарабатывать их придется удерживанием стратегических объектов на игровом поле.

Местность здорово влияет на бой: захваченная высота позволит бить по противнику прицельным огнем с большого расстояния, лес укроет от стрелкового огня, город и бункер спасет от пехоты, но окажется ловушкой под сильным артиллерийским огнем бронетехники и пушек. Противотанковые ежи, колючая проволока, овраги, дороги и реки — на все надо обращать внимание, чтобы получить тактическое преимущество.

 

Субъективный вердикт

 Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну!
Ничего не потеряно, потому что эта война — мировая.

Шарль де Голль

Мне многое в ней нравится: продуманная механика, проработанная тема, красивое дорогое исполнение компонентов и фигурок. Да, вместе с дополнениями она довольно тяжелая (с ней особо не побегаешь на игровые встречи), механика требует подготовленности игрока, время для сетапа велико, но для домашнего противостояния двух увлеченных гиков — это одна из лучших реализаций военно-тактической игры по событиям Второй Мировой.

Tide of Iron мне ненавязчиво напоминает одну старую компьютерную игрушку — Company of Heroes: и контрольными точками, и видами войск, и манерой стрельбы минометов, и кампанией из одного из расширений к игре, и атмосферным оформлением. Для меня это очень положительное сравнение.

Многие ругают игру за сложные правила. На самом деле это не так страшно, как кажется: правила очень логичны и довольно просты, хоть и написаны в любимой FFG, изматывающей разжевыванием очевидностей, манере.

Раунд за раундом вы будете вовлечены в напряженное противостояние, длящееся около 3-х часов. Пожалеете ли о потраченном времени? На этот вопрос сможете ответить только вы, а я лучше с удовольствием сыграю еще партию :).

 

Чем можно дополнить?

Никого не любить — это величайший дар, делающий тебя непобедимым,
т.к. никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли.

Адольф Гитлер

К игре немного дополнений, но они большие и дорогие.
Всего есть 5 дополнений, но 1 из них (замена поля оригинальной игры) выглядит откровенным вымогательством денег у фанатов, а остальные заслуживают внимания.

Книга Сценариев — это просто красивая иллюстрированная книжка, которая содержит несколько десятков дополнительных сценариев для игры с описанием их исторической подоплеки, истории создания самого сценария; сами сценарии созданы известными гейм-дизайнерами, среди которых не только штатные дизайнеры издательства данной игры — FFG, а и ряд приглашенных специально для этого проекта.

Три дополнения, что остались
— это «Лис Пустыни», добавляющий Средиземноморский театр боевых действий и британские войска,
«Нормандия», которая вводит режим кампании и расскажет о судьбе элитной 29-й американской дивизии (почти «Братья по оружию» ;)),
и «Ярость медведя», что добавит Красную Армию, зимние условия и соответствующие сценарии.

Характерная особенность каждого — это возможность сразу играть в него вместе с базой: вам не надо покупать все, чтобы, например, открыть у себя на столе Восточный фронт. Все три дополнения тяжелые и дорогие, так как содержат напечатанные части игрового поля, фигурки вводимых армий, новые колоды и всевозможные жетоны. Подробнее о каждом я когда-нибудь расскажу в отдельной статье.

 
Послесловие или немного о былом

 Но, конечно, прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку,
который, отказывая себе в самом необходимом — в питании и сне, делал все от него зависящее
  … для победы над врагом.

Жуков Г. К.

Добро уязвимо, редко побеждает без жертв и за него нечасто благодарят, но ненависть порождает только ненависть, зло умеет лишь пожирать самое себя, гнев лишает нас человечности, а месть крадет наше будущее. В очередной раз пожелаю нам всем быть чуточку добрее, а миру — поменьше войн, даже самых маленьких. И пусть память о той войне поможет нам в этом, хоть немного.
Ниже пойдет мой вольный краткий пересказ известных событий, и, как всегда, можете это не читать, если не интересно.


Темнота наступила не сразу. Не в 1941 и не в 1939, еще в 1932 года пришли сумерки, как обещание скорой страшной ночи. В этом году мировой кризис, начавшийся в 1929, успел лишить работы 6 миллионов человек в Германии (около 10% населения), национал-социалистическая партия прошла в парламент со своими тремя десятками процентов. Рушилась Веймарская республика, крепло влияние и сила рабочих партий: национал-социалистов, коммунистов. Лидер социал-демократов — Гинденбург набрал больше 50% голосов дважды — на первых и вторых выборах в президенты. Тогдашние немецкие олигархи, к которым вполне можно причислить и Гинденбурга (прусского аристократа, одного из видных командующих в 1-й мировой)  в отчаянии потерять всё решились поддержать фашистов. Национал-социалистическая партия выигрывает выборы и становится самой многочисленной партией в парламенте. Её кандидат в президенты Гитлер дважды становится вторым по популярности со своими 30%. Полиция на стороне фашистов и у штурмовых отрядов СА (около 3-х миллионов человек!), главной силы НСНРП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия) развязаны руки. В 1933 президент Гиндебург вступает в политическую игру, ставкой которой станет не только его, но миллионы других жизней. Он предлагает пост вице-канцлера Гитлеру, а также несколько ключевых министерских портфелей. Почти сразу Гитлер совершает сразу несколько масштабных, кровавых и жесточайших операций по захвату власти: распускает рейхстаг, совершает массовые аресты своих политических оппонентов, многих казнит. Еще через год в одну ночь («ночь длинных ножей») штурмовиков лишают своих командиров, СС (вначале небольшая часть СА, служившая в личной охране Гитлера) становится главной и определяющей силой СА, даже имя грозной когда-то силы отойдет в тень жуткой СС. «Фюрер» начинает обозначать абсолютную власть в Германии.
В 1936-м подписывается антикоминтерновский пакт — фактически начало создания Оси. 1 сентября 1939 года немецкие войска вторгаются в Польшу. Великобритания и Франция объявляют войну Германии. Немногим больше двух лет и Германия завоевывает Польшу, Данию, Норвегию, Люксембург, Нидерланды, Бельгию, Францию, Грецию, Югославию. 22 июня 1941 года Германия вторглась на территорию Советского Союза, нашей с вами Родины…
Кто знает, сколько жертв можно было бы избежать, если бы…
Но главное уже не это. Главное то, что без прошлого нет будущего и не приведи Господь, повторения подобных ошибок. Многие говорят об экономическом чуде, как заслуге Гитлера и фашизма, об установлении порядка и т.п.. Во-первых, расцвету экономики Германия обязана гениальному экономисту Ялмару Шахту, который после после событий первого сентября 39-го стал ярым противником Гитлера, ушел с поста, открыто и неоднократно высказывал свое недовольство режимом и впоследствии после провала известного заговора 1944г. был отправлен в концлагерь. А порядок без волеизъявления народа — это деспотизм, к чему это приводит мы все уже знаем. Касательно же программы Гитлера «25 пунктов», то большинство из её пунктов — типичный популизм, как это любят сейчас называть, остальное — просто средство для получения власти, замешанное на расизме. Особенно же яркими являются последние агонизирующие «приказы из бункера», в которых безумный вождь не щадит уже и свой собственный народ, пытаясь разрушить все, что еще осталось, потому что для него будущее Германии без фашизма  — не будущее.


Ночью 7 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. 8 мая ночью этот же акт с небольшими изменениями был подписан второй раз уже по настоянию Сталина (например, согласно ему СССР не подписывал мир с Германией и вплоть до 1955 де юре они находились в состоянии войны). 9 мая в  полночь по московскому времени Знамя Великой Победы было установлено на здании Рейхстага.
Цена, которую заплатил мир за победу над фашизмом, настолько велика, что о ней страшно думать. Во вторую мировую было вовлечено 80% населения земного шара, людские потери составили около 55 миллионов, а Европа лежала в руинах. Именно благодаря им — солдатам и офицерам, а не маршалам, генералам и генералиссимусам обязан наш земной шар победой над сильным, страшным и бескомпромиссным врагом.
Именно им я и говорю — спасибо.

38 комментариев на «Tide of Iron: Coming in on a Wing and a Prayer… — На честном слове и на одном крыле…»

  1. Шикарная статья, особенно «Послесловие или немного о былом». И очень жаль, что многим история нашей Родины уже не интересна.

      Цитировать  Ответить

  2. Очень интересно. Партейку бы раскинул.
    Подпись к фото с концлагерем ошибочна.

      Цитировать  Ответить

  3. Потрясающая статья! Пока бегло просмотрел, но здорово!!!

      Цитировать  Ответить

  4. FPM-2007,
    Спасибо.
    А касательно истории…
    Думаю, что я лукавлю, когда пишу, что это неинтересно, надеясь как раз подобный интерес спровоцировать :).

    Дядя Леша,
    Спасибо.
    Я с радостью составил бы компанию, жаль живем далековато.
    Фотографию заменил на менее спорную. Идея осталась неизменной.

    scafandr,
    Спасибо.
    Буду рад, впечатление не испортится после второго прочтения :).

      Цитировать  Ответить

  5. Здорово написано. Очень хотел бы попробовать, а то после многих партий в Мемуары хочется уже чего-то посложней.

      Цитировать  Ответить

  6. C огромным удовольствием прочитал — прекрасная статья, заставляет задуматься о многом. Игра и жизнь — на сколько всё разное.. Спасибо!

      Цитировать  Ответить

  7. Vladimir,

    Спасибо.

    Думаю, что стоит попробовать — ТоИ чуть сложнее, чуть красивее :), но в целом игры похожи.

      Цитировать  Ответить

  8. Gravicapa,

    Спасибо,
    Мне всегда приятно тебя радовать :), особенно тем, что мне нравится самому :).

      Цитировать  Ответить

  9. Дядя Леша,Спасибо.Я с радостью составил бы компанию, жаль живем далековато.Фотографию заменил на менее спорную. Идея осталась неизменной.<A .

    почему спорную? Потому что то там упыри собрались? Там просто в подписи была речь о «детском концлагере», хотя на фото скорее был для военнопленных.
    И все таки генералы и маршалы и даже генералиссимус тоже свое силы к победе приложили. Это общая победа и общие усилия, каждого на своем месте.

      Цитировать  Ответить

  10. Дядя Леша,

    Из-за упырей в том числе, но прежде всего мне хотелось показать, что никого война не обошла, в том числе и детей.

    А касательно маршалов и генералиссимуса я не согласен — могли и должны были сделать много больше и грамотней. Это касается в том числе союзников, хоть и в гораздо меньшей степени. Да, везде были исключения, но победа СССР в той войне была не благодаря умелому командованию, а вопреки. Вопреки плохому снабжению, внутреннему террору и часто самоубийственным приказам, но благодаря небывалой жертве народа.
    Конечно, это только мое мнение :).

      Цитировать  Ответить

  11. fonfrost:

    Спасибо за статью. На мой взгляд, если оценивать игру в комплексе, то это лучший настольный варгейм в мире. Мне вот даже когда не удается найти оппонента интересно просто разложить какой-нибудь сценарий и попытаться найти наилучшую стратегию победы.
    Однако, честно говоря, ваша статья, затрагивающая в основном базовый набор, явно запоздала с учетом выхода базы аж в 2007 году и наличием статьи от oranged.
    А вот если бы вы поподробнее остановились на особенностях, комплектации и обзоре сценариев допов Days Of The Fox, Normandy, и Fury of the Bear было бы просто великолепно.
    Уважаемый smilek, судя по вашему профилю на тесере у вас есть доп Fury of the Bear. Нету ли у вас хотя бы в черне перевода правил и карт стратегий?

      Цитировать  Ответить

  12. smilek,

    Нам сейчас хорошо рассуждать, как и что нужно было делать. Где можно было поступить много лучше и вернее. Так оно и есть.
    Твоя позиция мне вполне ясна, но она основана на несколько инфантильных представлениях о системе государственной власти и военного дела. Сам по себе народ не может не победить не проиграть, это миф. Кто такие маршалы и генералы, откуда они взялись? Они что, не часть целого? Они персонализация масс, яркие носители той самой воли, целеустремленности, ума, храбрости и самопожертвования сотен тысяч на фронте и в тылу. Вот к примеру из старенького http://uncle-l.livejournal.com/4218.html Как раз в тему разговора.
    P/S считаю необходимым уточнить, я отнюдь не утверждаю, что все решения военного и партийного руководства СССР были правильны, своевремены и необходимы, речь все го лишь идет о том, что их вклад в общую победу отнюдь не такой, какми его пытаются нам нарисовать сейчас.

      Цитировать  Ответить

  13. fonfrost,

    Спасибо за отзыв.
    Рад видеть единомышленников.
    А касательно «опоздавшего» обзора, то тут могу как согласиться, так и нет — русскоязычных авторских не переводных обзоров этой игры очень мало (я знаю упомянутый на Тесере и отчет о партии с дополнением Нормандии на Настолкомании).

    Если я увижу, что это нужно посетителям, то подробней опишу каждое из дополнений :).

    Перевода правил у меня нет, т. к. меня устраивает на английском, но снова-таки — для перевода правил к дополнению я вполне найду время, так что здесь важно только, чтобы это было востребовано :).

      Цитировать  Ответить

  14. Дядя Леша,

    Да, конечно. И прямо вижу и в приведенном посте, и в данном комментарии точки соприкосновения 🙂 наших позиций.
    Это то, что нам сложно сейчас судить, что были исключения из правил, что иногда генералы и маршалы совершали подвиги, несмотря на реальную угрозу поплатиться за это не только головой, и не только своей.
    В чем я абсолютно убежден, так это в том, что Сталин, как был преступником до прихода к власти, так и остался им, только с гораздо большим размахом.

    В том, что народ сам заслуживает своих правителей есть зерно истины, но стоит понимать в каком состоянии была страна, когда Коба пришел к власти. Как к тому времени был обескровлен народ гражданско войной и революцией.

    И еще насчет нам сейчас хорошо, мы не знаем как было. Не знаем. Не буду ссылаться на набившего оскомину Резуна, не буду свою инфантильную позицию, критикующую режим, прикрывать Замятиным («Мы») и Оруэллом («1984»), просто приведу факты из того, что очень близко именно мне.
    Я потерял своего прадеда во время второй мировой. Не на поле боя, а уже в госпитале, который никто не остался защищать, потому что вперед-вперед к такой-то дате любой ценой!
    Также некоторые мои родственники были лишены имущества и свободы во время революции.

    У меня нет любви к советскому режиму. Нет любви к Сталину и Ленину.

    PS: Просто цифры к размышлению, без комментариев и выводов:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%B2%D0%BE_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5

      Цитировать  Ответить

  15. Спасибо за обзор.
    Про Ярмала Шахта не слышал до этого, интересно было узнать.
    Последнее фото аж греет 🙂

      Цитировать  Ответить

  16. smilek,
    инфантилизм позиции, заключен не в факте критики режима, а в способах и аргументах. Действительно, оставим в стороне Резуна, ибо следующий шаг Фоменко, прикрываться же Замятиным и Оруэлом не более чем забавно, ибо я со своей стороны не собираюсь цитировать производственные романы про как хорошо в колхозах и заводах во первых, а во вторых 1984 немножко не про тоталитарный восток, а все таки про просвещенный запад.
    Война затронула каждую семью, в каждой есть те кто погибли, кто в госпиталях, кто в боях и т.д. А что конкретно произошло с прадедом, ибо госпиталя вообще то никогда не охраняют сверх положенного. Окруженцы фашисткие на него вышли или под контрудар попали?
    Да и дело то не в любви, а в уважении.
    А в целом, чувствую, полный набор штампов, рекомендую несколько более взвешенно подойти к вопросу, а то так вскоре «Цитадель» за источник может сойти. Однако тот факт, что ты все таки за наших, а не ихних, уже настраивает на позитив.
    А что касается игры, я бы с удовольствием почитал отчет о проведенной игре, можно не шибко подробный, лишь бы были отмечены особенности, интресности и сложности

      Цитировать  Ответить

  17. Дядя Леша,
    Сперва на всякий случай моя «миранда»: «Все ниже и вышеперечисленное является моей точкой зрения, с ней можно спорить и не соглашаться, но необходимо уважать её».

    Упрекаешь меня в способах и аргументах критики сталинского режима, который был не так плох и все зрелые люди это осознают!? Да нет, это не у меня штамп, похоже :). Реабилитация Сталина, его лагерей, растрелов и репрессий — вот это как раз инфантильно, потому что недальновидно.
    Приведенные авторы критикуют тоталитарный режим, довольно абстрактно, без привязки к какой-то конкретной стране, что не будет задевать патриотизм, который, насколько я вижу, мешает принимать во внимание аргументы другой позиции.

    Да и что доказывать? Очевидный факт того, что преступление перед своим народом — прийти к Победе с таким соотношеним потерь?
    Чтобы не начинать много об этом спорить http://militera.lib.ru/research/sokolov1/05.html и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5 — обширные исследования с ссылками на источники.
    Ну а вопрос верить или не верить — это уже дело каждого. Я не делю людей на «тех, кто со мной и тех кто против меня» — у каждого может быть своя точка зрения. В даном случае, мне вполне достаточно того, что ты также рад победе над фашизмом и то, что тебе нравятся варгеймы :).

    Отчеты мне как-то прежде не очень шли, но посмотрим, что смогу придумать. Может, какие-нибудь краткие очерки и появятся со временем.

      Цитировать  Ответить

  18. Серж,

    Спасибо.
    А обзор самой игры? Заинтересовала? Сыграешь со мной партейку :)?

      Цитировать  Ответить

  19. smilek,

    что то я не помню что я за расстрелы и лагеря и репрессии что то говорил
    Твои заблуждении основываются как раз на вопросах веры и риторические вопросы как раз из этой категории.
    Огромные потери, говорят в первую очередь об ожесточенности и бескомпромиссности. Даже исключив фантазии Соловьева , потери, безусловно, поражают. Но миллионы гражданских это что, преступный замысел советского правительства или все таки результат действий фашистской Германии и их союзников? А потери военнослужащих, как только научились воевать, а для этого понадобилось два страшных года, кривая потерь стала совсем иной чем прежде. Кто бы спорил, учили кровью и учителя были хорошие, и вины за эти два ученических года никто и никогда с руководства СССР не снимет, но закопали фрицев с их союзниками отнюдь не 10 раз меньше. Дед всегда говорил — «немцы были страшны, немец был силен». И это при том что сам он на передовой не побывал, а нес службу в Балтийском флоте с 44 по 51 год. Но где то подкорке у него было записано, насколько страшный противник у нас был.
    Давай не будем сравнивать потери западной коалиции, не было у них не 3 лет оккупации, и 4 лет каждодневной кровавой борьбы. А о способах, которыми можно было бы достичь большего через меньшее, не нам рассуждать, ибо, повторюсь, сейчас удобно на карте стрелки рисовать.
    Конечно рад победе. Поскольку не сомневаюсь, что пойди все по другому, не списывались бы сейчас на самые разнообразные темы. Просто моя внутреннея благодарность распостраняется не только на известных и не очень солдат, офицеров и работников тыла, но и на директоров заводов и министров, дипломатов и генералов.Их совместная работа и сделала возможным появление красного флага над рейхстагом. По другому никак.

      Цитировать  Ответить

  20. smilek,

    Обзор хороший, впрочем как обычно. Я давно поглядывал на игру. Мне нравится момент со специальными особенностями, которыми можно усиливать отряд. На первый взгляд — очень хорошее решение по механике. Пишу «на первый взгляд», т.к. пока не играл.
    Партейку бы сыграл 🙂 Мы еще в Конана сыграть должны 😉

      Цитировать  Ответить

  21. fonfrost:

    Кто знает подскажите, пожалуйста, три момента, касающиеся противотанковых орудий, вызывающий в моей компании наибольшие споры.
    1) Я правильно понимаю, что атакующий может выбрать, что он атакует, саму пушку или орудийный расчет.
    2) При атаке орудийного расчета добавляются ли им кубы прикрытия пушки, или нет? Я склоняюсь к мнению, что кубы защиты пушки, относятся только к самой пушке.
    3) При атаке нападением (assault attack) на гекс с пушкой защищающаяся сторона должна бросить кубы атаки только за пушку ,или только за орудийный расчет?

      Цитировать  Ответить

  22. Дядя Леша,

    Значит мы почти об одном и том же.
    Да, противник страшный и сильный, да, во второй половине войны СА — уже не мальчик для биться. Но какой ценой?
    Вот поэтому дипломатам вроде Молотова, заключившего в свое время пакт с Риббентропом, Сталину, номенклатуре и НКВД нет у меня благодарности.
    Боевым офицерам, в том числе и генералам, не щадящим себя в защите своей страны и оберегающим свои войска от ненужных жертв — да. Рабочим на заводах, директорам и т.д. — конечно, это и есть часть народа.

    PS: Надеюсь на том и завершить, потому что наши позиции не изменятся, а мнения мы высказали и аргументировали.
    PPS: Твой ресурс помещен на страницу друзей Смайлосферы :).

      Цитировать  Ответить

  23. Серж,
    Рад, что тебе понравилось.
    Обязательно сыграем и в Конана и в ТоИ. В эту субботу в Данжне или у меня, если у тебя получается.
    А еще бы Экзобиологию протестировать ;).

    А касательно спецспособностей — да, это очень хорошо придает разнообразие пехоте.

      Цитировать  Ответить

  24. fonfrost,

    1) Орудийный расчет — это отряд пехоты? Тогда да — атакующий выбирает либо пушку, либо пехоту.
    2) Только к пушке, однако сама пушка получает +1, если находится на гексе с окопом/укреплением
    3) Только за отряд(ы) (расчет). Пушка — как оружие, экипировка — не считается отрядом и никаких кубов не дает.
    Ответы основаны на стр. 7 и 8 правил.

      Цитировать  Ответить

  25. fonfrost:

    smilek, спасибо огромное за ответы, просто правила Дня Лиса и Нормандии я переводил Промтом, поэтому некоторые нюансы остались не понятыми.
    По п.2 в догонку вопрос, раз пушка является оборудованием, значит в один окоп/укрепление она влазит вместе с отрядом пехоты (орудийным расчетом) или отряд пехоты (расчет) не влазит в укрепление, занятое пушкой?
    По п.3, как то странно и не логично. Почему защищающийся отряд при атаке нападением (assault attack) на него не может выстрелить из пушки прямой наводкой по нападающим (т.е. воспользоваться вместо своих кубов, кубами пушки), и должен фактически стрелять из своего стрелкового оружия?
    Ну, и если не сложно, ответе мне на вопрос по Нормандии, точнее по применению взрывчатки, когда используется Карта Операций Satchel Charges:
    1) Взвод обычной пехоты со специализацией Demolitions идет на 2 гекса, затем бросает в соседний гекс с бункером взрывчатку и получает жетон изнурения. Вопрос — взрыв происходит автоматом сразу после броска, или чтобы произошел взрыв, нужно как и обычно, чтобы свежий взвод с офицером или свежий взвод со специализацией Demolitions, имеющий линию видимости на гекс со взрывчаткой, активировал ее.
    2) Когда брошенная взрывчатка взрывается, она наносит 3 хита повреждений. Бросает ли защищающийся кубы защиты при этом? Я считаю, что раз на карте Satchel Charges не написано, что броня игнорируется, то бросает. А вот если в сценарии используется карта Thermite Explosive, то тогда не бросает.
    Вот, вроде так эта карта переводиться:
    Satchel Charges.
    Жетоны взрывчатки — ранец с взрывчаткой. До 2 ранцев с взрывчаткой можно швырнуть за 2 MP из гекса, в котором Вы находитесь, в смежную область или долговременное огневое сооружение. Каждый заряд делает 3 хита повреждения каждому юниту в гексе или в долговременном огневом сооружении, когда взорван.

      Цитировать  Ответить

  26. нанес ответный удар, включил Смайлосферу в ссылки. 🙂

      Цитировать  Ответить

  27. smilek,

    Пока не выходит 🙁 Но сыграем обязательно.
    В Экзобиологию уже можно играть, а не тестировать. Только Миша арты добьет. Там практически все моменты понятны по механике, но впечатления опытных игроков не помешают.

      Цитировать  Ответить

  28. fonfrost,
    Фух, много вопросов, все-таки удобнее на форуме их обсуждать, но пусть уже будет здесь:
    — по п.2.: Пушка не влазит вообще в укрепление, она не может там находится. Просто на гексе с укреплением пушка получает доп. куб укрытия.
    — по п.3. По-моему, логично вполне. Они бы не успели прямой наводкой, да и неэффективно это было бы — это же не картечь :), уж лучше оборонительную гранату кинуть :).
    — по Нормандии:
    1) Автоматически, вернее так как написано на карточке, а на ней написано (подразумевается), что сразу. Подтверждения этому не нашел, просто мое мнение.
    2) Нет, кубы укрытия/брони не кидаются. Тут же написано 3 повреждения. — отсюда — http://warhammerinvasion.com/edge_foros_discusion.asp?efid=7&efcid=1&efidt=466312&efpag=0#466870 , вообще этот вопрос часто встречается, но обычно сходятся именно на такой трактовке.

      Цитировать  Ответить

  29. Пластун:

    хех…
    я колись був зацікавився грою — потім зрозумів шо шось тут не так
    на вигляд — ну чисто «доросліші» Мемуари
    а до дійсно серйозного варгейму чогось не вистачає

    все ж за такі гроші я б грав ASL ))

      Цитировать  Ответить

  30. Пластун:

    FPM-2007:
    Шикарная статья, особенно “Послесловие или немного о былом”. И очень жаль, что многим история нашей Родины уже не интересна.

    Всі в кого Родіна — для них от Статус белі клєпає.
    А по історії Батьківщини ігор поки нема.
    Нажаль.

      Цитировать  Ответить

  31. Пластун,
    Так можна всі варгейми на цю тему назвати мемуарами, дорослішими або молодшими :).
    І що не подобається в тих же Мемуарах? Добра гра, легка, швидка, тематична. Усього достатньо. Надлегка? Хочеться меншого впливу випадковості? ТоІ — непоганий варіант тоді.

    З приводу ASL — гра, яка має кілька сотень аддонів просто не може мене зацікавити :). Якщо говорити про альтернативу, то я порадив би гарну механіку, хоча з каунтерами замість мініатюр — Conflict of Heroes або Fighting Formations.

      Цитировать  Ответить

  32. Пластун:

    Що не подобається в мемуарах?
    Вони як триколісний велосипед — класна штука коли ти в дитсадочку, але потім захочеться «горніка», а далі і машини )

    Так і тут — для початківців, дітей і казуальних гравців — вибір №1 однозначно, а потім з цього виростаєш.

    Щодо ALS — зіграти в неї — моя «мрія ідіота», дуже приваблює ретельність гри, увага до усіх деталей.
    Заважає покупці не так ціна (>100$ за 3 стартери однако), як відсутність поруч ще 1 маньяка )))
    Інші ігри тактичного рівня по ДСВ, напевне, не для мене.

      Цитировать  Ответить

  33. Не згоден: Мемуари подобаються не тільки початківцям, дітям, казуальним гравцям. Мемуари по книжці кампаній з авіацією — це вже не така й казуальна гра.
    Те й саме з авто — велосипед може бути не тільки гірським або триколісним — є різні варіації для дорослих, які не можна порівнювати, бо то різні категорії, де краще можна обрати тільки серед представники однієї категорій. Так, є спортивні, гірські, трюкові велосипеди.

    Стосовно ALS, а чому не спробувати тоді ToI або CoH? Уваги до дрібниць там достатньо, вони більш сучасні і не колекційні, що говорить про те, що мають бути дешевше і краще збалансованими.

      Цитировать  Ответить

  34. fonfrost:

    А что это еще за игра такая ALS? Ну и совершенно непонятно, что пользователя под ником «Пластун» не устраивает в Tide of Iron? На том тактическом уровне, в котором проходит игра, механика в высшей мере элегантна и практически идеальна, так как содержит все необходимые опции чтобы на 100% соответствовать понятию комплексного варгейма, и при этом еще и лишена совершенно ненужных лишних деталей, которые топят Conflict of Heroes и особенно Fighting Formations.
    На мой взгляд в современных условиях настольные варгеймы типа Fighting Formations абсолютный пережиток прошлого. На кой черт себя перегружать лишними математическими действиями, когда на компе есть даже более сложные варгеймы, в которых эта черновая работа автоматизирована. Ну и все эти варгеймы с коунтерами обсолютно не удовлетворяют фетишистские наклонности большинства настольщиков, нам подавай миниатюры и высококачественные компоненты 🙂 Ну а кто хочет сложных механик, всегда есть компьютерные варгеймы, в которых все это рализованно на порядок лучше.

      Цитировать  Ответить

  35. Пластун:

    Ти шо з Рязані, fonfrost?
    Я українську чудово розумію.

    Про Advanced Squad Leader раджу почитати на БГГ, просто скажу що наїжджати на неї не варто — це шедевр.

    Ні FF ні ToI я не грав. СоН — не пішла, важко сказати чому, детально вникнути в механіку я не встиг.

    Якби я не хотів складності то грав би зараз у якийсь Ворлдофтанкс чи іншу мурзілку і весело сміявся б настольних варгеймерів.

    А комп варгейми це взагалі якесь збочення )

      Цитировать  Ответить

  36. А звідкіля ти знаєшь, що fonfrost тебе розуміє :), не бачу проблеми в тому, щоб розмовляти мовою, яку обидва розуміть.

    Стосовно комп. ігор: не знаю таку мурзілку, як ВорлдОвТанкс, але Company of Heroes мені свого часу дуже подобались.

      Цитировать  Ответить

  37. Антон:

    Кто-нибудь может взять на себя титанический труд сканировать материалы игры Tide of Iron? Купить — нереально, при этом опыт изготовления и комплектации Memoir есть.
    ToI, конечно сложнее в самостоятельном изготовлении будет, но при большом желании выполнимо. Вопрос в нормальных сканах, за которые я был бы бесконечно благодарен счастливому обладателю игры.

      Цитировать  Ответить

  38. Антон,

    Помимо 110 карт, в игре также 216 миниатюр, 12 составных частей карт с напечатанным ландшафтом, 28 накладных гексов и тьма жетонов.
    Это будет невозможное ПнП. Однако, если кто-то из моих друзей по хобби возьмется, например, FPM, то я предоставлю игру для попытки, так могут появиться и сканы, у меня сканировать 110 карт нет времени, тем более вместе с дополнениями карт намного больше и предварительно их еще надо будет отсортировать.

    PS: А почему игру нельзя купить? Посмотрел на зарубежных и украинских магазинах — есть в продаже, хоть и дорого, конечно. Но комплектация игры соответствующая.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *