Игросфера 2012: Начало. Размышления о боардгеймфилах.

Начиная цикл статей, так или иначе, связанных с Игросферой-2012, я хочу обратить внимание на общие вопросы, не вдаваясь в детали, касающиеся представленных игр. Первая (данная) запись будет отражать мой взгляд на жизнь настольного сообщества и его перспективы в контексте недавно прошедшего события. Также здесь я озвучу очень личные впечатления. В скором времени опубликую отдельную статью, посвященную играм, представленным во Львове и их авторам.

О чем говорим и стоит ли?

В Германии любовь к настольным играм родила Spiel в Эссене, который посетило 150 тыс. в 2011 г., жанр «еврогейм», а в семьях обязательно не только встретиться не только пара-другая игр, но и люди, которые с удовольствием в них играют. Большинство «еврогеймов» — это продуманные и непростые головоломки, оформленные скромно, но со вкусом. Конечно, так или иначе вышесказанное относится к Европе в целом, не только к Германии.

Американский GenCon cобрал 37 тыс. в 2011г. , лишь немногим уступив всем известной E3 (конечно, не все желающие могут попасть на Е3, но мы об этом здесь не будем). Америтреш (не пугайтесь слова «треш»), коллекционные игры, варгеймы — все это дело рук американцев, часто, как водится, европейского происхождения :). Самые крупные и богатые издательства находятся именно в США, а рынок настольных игр дает очень хорошие прибыли, что делает наше хобби серьезным игроком одной известнейшей взрослой Игры.

В России ситуация непростая. Сформировался очень специфический рынок, где повышенным спросом пользуются казуальные и недорогие игры, филлеры и… ПнП. Кроме того, ярко горят очаги коллекционных игр, карточных и тех, что с миниатюрами. Разницу в целом наглядно иллюстрирует Тесера в сравнении с BGG. Конечно, мы говорим о большинстве, потому что есть развитое, но небольшое для такой огромной страны, сообщество увлеченных и не очень, многие из которых могут дать фору западным гикам.

Украина — не Германия, не США и не Россия. Это очевидно, но так ли существенны различия, когда речь идет о таком «гиковском» хобби, как настольные игры?

Если судить обобщенно, то у нас то же, что и в России с некоторым особенным характером. Будущее за гибридами, чистых жанров (евро, америтреш, варгейм…) все меньше и это вполне закономерный процесс, украинцы демонстрируют понимание данных тенденций: создавая семейный евро не забывают о значении хорошо оформленной темы, а в некоторых случаях добавляют особую изюминку (например, разные комичные выражения мордо-лиц у животных в «Веселой Ферме»). Хоть украинских игр немного, но некоторые издательства стремятся сделать не только доступный, если не сказать дешевый, продукт, но и показать, что такое качественная современная игра в понимании развитого сообщества.

 

 Мы наш новый фест устроим…

Фестиваль в Меджибоже показал, что интересующихся много, знающих мало. На том фестивале было много хорошего, о чем я уже писал ранее, но было два существенных недостатка, которые исправили на Игросфере-2012 во Львове: разработчиков было мало, их презентации были плохо организованы и соответственно работа жюри оказалась несколько хаотичной. Все это не отменяет особой атмосферы настольного праздника, от которого все ожидали чего-то нового. Львиная доля успеха зависела от организаторов выставки — IGAMES, но если бы не участие авторов игр, художников, издателей, журналистов, настольщиков со стажем и без, то вряд ли бы начинание пустило корни. Получилось ли у всех нас? Безусловно! Настольная весна во Львове тому явное подтверждение, о чем и пойдет  речь дальше.


Львов — прекрасный город. Я не устаю восторгаться его узенькими обаятельными улочками, старинными домами, величественными костелами, гостеприимными кафе, музеями и парками — в Старом Львове каждый камешек может рассказать интересную историю. Конечно, все еще встречаются граффити сомнительного качества, разбитые окна и грязь, но этих прелестей намного меньше по сравнению с моим прошлым визитом десятилетие назад: город определился с вектором своего развития — европейским и это не может не радовать. Отличный выбор для международного фестиваля-выставки, на которую приехали гости и участники из Украины, России и Беларуссии.


Выставка проходила во Дворце Искусств, который расположен на одной из центральных улиц города, в рамках фестиваля детского творчества. Большинство посетителей — дети и их родители. С одной стороны хотелось более серьезной аудитории, вроде той, которую мы наблюдаем на том же Эссене, но не стоит забывать, что два основных мифа, господствующих в странах СНГ (настольные игры для детей и вершина их — «Монополия») могут быть развенчаны только найдя дорогу в семьи, а детская аудитория — один из главных инструментов подобного настольного просвещения, ведь мало кто из взрослых способен противостоять их любознательности, настойчивости и азарту 🙂 .

 

Чем дышит наш настольный рынок. Участники.

Участников было на этот раз много и их подготовка была на высоте. Стенды украинских IGAMES, DesktopGames, HobbyGames соседствовали с российскими Мосигрой, Миром Хобби, Звездой, Правильными Играми (если я кого-то забыл, проведя большую часть в подвале за судейским столом, о чем позже, напишите в комментариях — добавлю). Ребята с искренней радостью делились своим хобби за многочисленными столами, представляя старые и новые игры.


Хмельницкие ребята Саша и Олег обозначили путь, по которому идет IGAMES — уже не продавцы, но издатели и локализаторы: так для продажи были представлены их локализация польской «К2» и собственная «Веселая Ферма», а также хорошо оформленная, но довольно спорная игра «За волю». Можно было познакомиться с прототипами еще не выпущенных в продажу новинок: «Viva la ResistANTS» и «Nizam». Каким-то чудом я-таки обнаружил у них на стенде новую редакцию «Nexus Ops», которую купил вместе с играми про сельское хозяйство и горную вершину, получив в награду автограф и промокарточку четырехлистного клевера к «фермерской» игре. О новинках я напишу в отдельной статье, посвященной играм, представленным на конкурс, но не могу в очередной раз не похвалить ребят за 2 прекрасных проекта, полностью удавшихся, на мой взгляд.


Для DesktopGames детская аудитория оказалась явно не в новинку: они не только запаслись соответствующим набором настольных игр, не только смогли заинтересовать детей, но и устраивали все время какие-то конкурсы вроде «выиграй слона» (прошу не путать с «купи слона» :)) . Не знаю, что и как там вышло с продажами, но, когда я обозревал их дислокацию, игровые столы были постоянно заняты.


Мосигра, как обычно, отличилась превосходным «арсеналом» аниматоров и каким-то особенным интересом к мафиозной тематике, удивив не только разнообразием вообще-то крайне простой игры, но и специальным реквизитом  к ней — масками (сдается мне, под полой нашлись бы и пару Томпсонов:)). Приятно отметить некое постоянство интереса данного издательства-магазина к различным фестивалям, выставкам, конвентам и т.п.. В свое время совершенно случайно на джазовом фестивале в Коктебейле, прогуливаясь по известной «пляжной» сцене во время ночного концерта, я с большой радостью обнаружил Егора и уголок настольных игр от «Мосигры». Не знаю, приносят ли дивиденты эти старания, но для нашего общего хобби это имеет большое значение.


Звезда не порадовала так ожидаемой мною игрой про самураев, в которой обещается две игры в одной: «Флаги с командами» от Борга и «Искусство войны» 2-й ред. от Кривенко. Жаль, но уверен, что лучше повременить и выпустить полностью завершенный продукт, чем пытаться «допиливать» его на полках гиков — патчи здесь не помогут. Знаменитой оригинальнейшей акулы, что охотится за давно известными в настольном мире пингвинами, я не увидел, хоть и не факт, что её не было, а вот полностью разложенная «Великая Отечественная» приятно впечатлила исполнением предварительно собранных и склеенных миниатюр. Порадовали и пара новых локализаций, вроде «Плоского Мира», который и на западе-то вышел совсем недавно.

 

Правильные Игры занимали немного места (к своему удивлению, так и не нашел у себя фото их стенда), но Ивана можно было видеть везде. Похоже, здесь мы имеем место с человеческим фактором, но в позитивном его проявлении. Зельеварение, Эволюция, Ордонанс и некоторые прочие из «правильного» портфеля вышли  удачными проектами, но, похоже, издательство ищет новые таланты и не собирается останавливаться на достигнутом.


Smart Games
выставил всевозможные обучающие игры для детей, головоломные и абстрактные игры. Более всего мне запомнились «лягухи», ради приобретения которых Тапилин специально вернулся, уже попрощавшись и покинув выставку.


Кода Смарт (Хобби игры) только объединялся с Миром Фентези, я гадал, что из этого новоиспеченного Мира Хобби выйдет. Сейчас с уверенностью могу сказать, что мне нравится результат. Ребята отлично презентовали игры посетителям, привезли пару локализованных новинок, из которых я не могу не выделить Инновацию, второе издание которой вышло на русском раньше, чем на английском языке (оно отличается более ярким и красочным оформлением, чего так недоставало 1-му, на мой взгляд). Конечно, я её сразу приобрел, причем по демократичной цене; также собирался взять и Картахену (недавняя локализация заслуженно популярной «старушки»), но, к сожалению, единственная коробка была задействована в игротеке и Смайлоколлекции снова придется подождать с этим трофеем. Вообще, Мир Хобби очень рискует, выпуская локализации игр для гиков в таком количестве: Агриколу, Империал, Игру Престолов, Цивилизацию, Энергосеть и т.п.. Однако, мне импонирует их смелость и я желаю, чтобы моря им покорялись — хлопцы того достойны.

 

Небольшой секрет для маленькой компании…

Авторских разработок настольных игр было представлено более двух десятков, что определило напряженный график работы жюри, сравнимый с обыкновенным рабочим днем в… подвале. Уж не знаю, позитивный настрой, хорошая компания, не сразу, но заработавшая вентиляция, чувство юмора или все сразу, но уже на второй день работалось там достаточно комфортно. Этот подвал не обойдется без инквизиции, но об этом во второй части статьи. Оглянувшись назад, я понимаю, что это был единственный путь собрать нас в одном месте, не дать разбежаться (чуть не написал — убежать :)) и предоставить тихое место для адекватной оценки представляемых авторами игр. Жюри, кроме моей не всегда скромной персоны включало и четверых славных парней: Юру Тапилина, Влада Попкова, Дениса Клочко, Остапа Гевко. ИМХО, жюри оказалось очень компетентным, мне было приятно работать в таком составе. Кроме того, помимо авторов (о них во 2-й.., ну да вы уже знаете), нас периодически посещали и другие не менее славные товарищи, из которых я приметил Сашу Taran-а, Сережу Scorpius-а, Вадима (друга Юры), терпеливого фотографа и представителей издательств, о которых писал ранее.


Киевский клуб Д6 последовательно уже второй раз посещает выставку, выступая то прессой, то авторами, то художниками, то аниматорами, то просто неравнодушными гостями. Конечно, удивило отсутствие братьев Дембицких, хотелось увидеть еще парочку-другую киевлян, которых я знаю и ценю.
В этот раз мы также посетили львовский клуб Цитадель-Dungeon, расположившийся рядом с местом проведения Игросферы. Надолго у меня не получилось задержаться, но сводки с фронта передают, что всем понравилось.


Уж не знаю как получилось, но больше всего не занятого Смайломузой и судейством времени у меня получилось провести с Юрой и Вадимом. Оба оказались не только увлеченными настольщиками, о чем я, конечно, догадывался заранее, но и просто интересными, разносторонне развитыми людьми с тонким чувством юмора и здоровой во всех смыслах жизненной позицией. Хочется думать, что это не исключение из правил и «двухминутка ненависти» на известном блоге, как и положено подобному формату, несколько преувеличивает маргинальный характер нашего общего увлечения, резонно напоминая о том, что жизнь им не ограничивается.

Кроме того, отмечу инициированную Миром Хобби вечеринку, на которой собрались журналисты, издатели, продавцы,  разработчики, художники, матерые и молодые настольщики всевозможных возрастов и профессий. Есть ли в этом необходимость? Уверен, что да. Мне удалось познакомится поближе со многими зарубежными, прежде всего российскими, представителями «настольного» мира, с некоторыми из них, Сергеем и Анатолием я с удовольствием продолжил знакомство уже в Киеве, перед их отправлением в Москву. Кроме высокого профессионального уровня, я отметил и теплую дружескую атмосферу, которую, верю, мы не потеряем и в дальнейшем.

 

В конце письма я ставлю Vale…

Прежде всего, поблагодарю организаторов — IGAMES, которые не только продолжили начатое в Меджибоже, но и сделали сразу несколько шагов вперед. Игросфера во Львове — это уже значительное событие не только в украинском мире настольных игр. Не меньшей благодарности достойны участники и посетители. Мы все сделали что-то, большое или маленькое для того, чтобы этот праздник удался. Боюсь перехвалить и ожидаю, что это не финал, а лишь закономерное развитие.


Я мог кого-то или что-то забыть или попросту не увидеть. Не огорчайтесь, заявите о себе в комментариях, поругайте Вашего незрячего слугу 🙂 — обсуждение на этом блоге модерируется только согласно установленным правилам, не ограничивая свободу слова, но пресекая хамство и отпугивая троллей.


Але ж й це не все.
Велике дякую гостиному місту Львів. Його архитектурі, історії, смачній кухні і мешканцям, доброзичливим і небайдужім до свого міста.

13 комментариев на «Игросфера 2012: Начало. Размышления о боардгеймфилах.»

  1. Завидую — ты отлично провёл время в кругу хороших людей. Постараюсь в следующем году вырваться и познакомиться лично 🙂

      Цитировать  Ответить

  2. Njuse4ka:

    Прекрасная начало статей о прекрасном фестивале. Я всё боялась, что вы все, кто там побывал и кто виртуально мне очень близки, так и не напишете ничего внятного. Но я глупое существо, как могла так думать… 🙂 Каждая статья об Игросфере — это целое путешествие, уникальная атмосфера которого вашими стараниями чувствуется даже при обычном прочтении с экрана ноута сидя в Архангельске.. 🙂

    2Gravicapa
    Саша, ну я не поняла, ты едешь или не едешь?! 🙂

      Цитировать  Ответить

  3. Gravicapa,

    Буду бесконечно рад тебя видеть на фесте или просто так :). Если вдруг в Киеве — зайти ко мне в гости is mandatory rule 🙂

      Цитировать  Ответить

  4. Njuse4ka,

    Я вот тоже так думал и получается, перефразируя классика: мы с тобой глупы одинаково, но интересны каждый по-своему :).

    Чуть позже боялся, что получится глубоко вторично — вот сколько уже успели написать ребята :).

    Мне очень приятно, что тебе понравилось. Вторая часть больше предметной будет — об играх и авторах, но времени и сил забирает много, так что ранее выходных ждать не стоит :).

      Цитировать  Ответить

  5. Виталий, с твоего позволения — небольшая поправка, а скорее уточнение:
    «Кода Смарт только объединялся с Миром Хобби»
    В реальности объединялись компании Хобби Игры (бывший Смарт) и Мир Фентези, в результате чего появился Мир Хобби.

    Спасибо за заметку. С нетерпением жду продолжения!

      Цитировать  Ответить

  6. Taran,

    Да-да, это я путаюсь в названиях :). Спасибо, что поправил, я исправлю в статье.

      Цитировать  Ответить

  7. Ура! Смайлик написал )
    Жду продолжения
    Пишешь, как всегда, кльово, но до обидного редко.
    А Нексус ты забрал?! у меня за эти три дня все желаемые покупки из-под носа увели. Слишком долго думаю. «В большой семье… не щелкают» 🙂

      Цитировать  Ответить

  8. О да, отдохнули знатно. Меня до сих пор переполняет радужный позитив.
    Жаль не удалось попасть на вечерину Мира Хобби и побывать в местном игровом клубе.

      Цитировать  Ответить

  9. Ostap,

    Спасибо.
    Мне самому обидно, что не получается чаще и это при том, что есть что сказать, но времени в обрез.

    Нексус я забрал :). Но приходи — сыграем, да и поиграть могу дать, так что это не фатально :).

      Цитировать  Ответить

  10. sNOwBODY,

    Да, тебя не хватало.
    А заряд позитива мне тоже кажется главным трофеем с Игросферы :).

      Цитировать  Ответить

  11. hk:

    Отличный очерк!

    Вот бы ещё на пару дней во Львове задержаться…

      Цитировать  Ответить

  12. hk,

    Спасибо, рад видеть на Смайлосфере.
    Очень жаль, что у нас было так мало времени, но главное, что начало положено :).

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *