Заражение. Укратреш на тему зомбопришествия.

Зомбипришествие необычайно популярно среди настольных игр, равно как и в мире кинематографа. Мне сложно понять эту популярность, я избегаю смотреть и читать «ужастики», «аргумент зомби» мною отрицаем, как лишенный смысла, а вуду, на мой взгляд, — абсурдная смесь африканской и христианской культуры. В довершение всего,  кооперативные игры не являются моим жанром, потому что обычно раздражают двумя эффектами: «самый умный» и «ты за меня или за медведя».

Но «Заражение», настольную игру, о которой пойдет дальше речь, придумал мой друг и я не смог отказать ему в её обзоре. Да, эта игра про зомби, она кооперативна и я попробую разобраться с тем, что она собой представляет, попутно не сдерживаясь и размышляя на более отвлеченные темы.

Johnny: [in a creepy voice] They’re coming to get you, Barbara!
Barbara: Stop it! You’re ignorant!
Johnny: They’re coming for you, Barbara!
Barbara: Stop it! You’re acting like a child!
Johnny: They’re coming for you! [points to the cemetery zombie]
Johnny: Look, there comes one of them now! Barbara: He’ll hear you!
Johnny: Here he comes now! I’m getting out of here!
Night of the Living Dead, 1968

Тематика «Заражения» или поговорим о зомби и красном пикапе

Скажу честно, я постарался вникнуть, посмотрел пару фильмов про зловещих мертвецов и про ночь с ними же, но удивительно живыми. Почитал об истории возникновения термина «зомби»… Не цепляет, но… веселит. Вот такой парадокс: вроде должно быть страшно, а меня укрывает хохотунчик. Может, потому что по-настоящему страшно другое — абсолютно реальное и существующее в нашей жизни: террор, войны, криминал, нищета и смерть близких? Говорят, что тот, кто служил в армии, не смеется в цирке. У меня наоборот — я смеюсь над всякой выдумкой, пытающейся быть страшной. Хотя это не показатель — я вообще считаю смех панацеей, выражаясь словами Кена: «надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведет тебя с ума».

Возвращаясь к зомбитеме, не могу не согласится с тем, что манипуляция сознанием масс была, остается и будет важнейшим инструментом власти. Любой. Поэтому, вспоминая Оруэлла, могу лишь надеяться на просвещение, как единственную защиту от превращения в зомби. Contra spem spero — без надії таки сподіваюсь, як заповідала пані Косач…

 Наша игра про тех зомби, которые ходячие трупы, алкающие крови свежей человечинки. Этакий стёб. Отважные неудачники (ну а как еще назвать нерадивых, которым посчастливилось оказаться в окружении голодных и тупых созданий) должны забаррикадироваться в доме, дождаться рассвета и снайперов или укатить в Голливуд на красном пикапе. Есть мнение, что замена пикапа на «запорожец» благоприятно сказалась бы на раскрытии пародии, также было бы интересно увидеть сержанта Петренко и прочих колоритных украинских персонажей. Однако, и в нашем случае тема окажется раскрыта, пусть и в американотрешевом виде.

Soldier: [stabbing at Ash’s car] What a piece of armor this is!
Army of Darkness, 1992

Как это сделано или в сторону оффтоп

Внешне мы увидим добротно сделанную коробку, хороший инлей внутри, качественные, несмотря на дешевизну издания, компоненты: карты, поле, жетоны.

Однако, позже мы столкнемся с тем, что сетка на игровое поле «надета» без учета игровой механики: одна и та же клетка может быть «нанесена» на стену дома и часть улицы рядом, что порождает спорные ситуации, когда необходимо выяснить, где же персонаж в данный момент находится. Также вызывает некоторое недоумение дизайн поля, как такового — почему дома сделаны по принципу копипаста? Неужели нельзя было придать им игровой индивидуальности: в этом хорошо отстреливаться, в том — спрятаться, а вот в том не сундук, а целый склад? С картами ситуация обстоит получше: амуниция отличается и видом, и характеристиками, равно как и персонажи.

О чем это говорит? На мой взгляд, о том, что поспешили, пробную версию или не напечатали или не обкатали, хотели уложится в какой-то срок, не предусмотрев время на тестирование прототипа. Чуточку здесь и чуточку там — зудело у меня в голове.

 

Nobody: Did you kill the white man who killed you?
William Blake: I’m not dead. Am I?
Dead Man, 1995

Механика игры или что снится людям-овцам

Суть довольно проста: есть игрок-оверлорд, контролирующий зомби и игроки-люди, играющие за различных персонажей: полицейского, медсестру, почтальона, отставного спецназовца, девушку-чирлидера (похоже, я увлекся :)). В целом, это противостояние по принципу один против всех и все против одного. У каждого персонажа есть свои особенности: так, коп эффективно стреляет из пистолета, отставник — из автомата, санитар — лучше использует перевязочную технику, а девушка-чирлидер (ну вот, я снова отвлекся).

В свой ход у каждого игрока-человека есть возможность пойти на определенное количество клеток, поискать в сундуке парочку-другую гранат, натянуть цепь перед лавиной злобных тварей, вколоть обезболивающее и пальнуть в супостатов, которые плодятся, как тараканы. Цель игры такова, что людям невозможно будет выиграть, не найдя в сундуке крупнокалиберный мусор, чтобы забаррикадироваться в одном из домов или ключи  от красного пикапа. Но даже когда им это удастся, придется кидать кубик и надеяться на удачу. Ключи в сундуке в единственном экземпляре, найти именно их очень сложно, дойти с ними к автомобилю в центре карты, кишащей дедайтами, практически нереально, но выбросить «6» на 6-тигранном кубике в рамках проверки успеха зажигания… В общем, я сразу прочувствовал, кому симпатизировал автор игры :).

Зомбипапа в условиях, близких к экстазу: у него есть бесплатный респаун своих миньонов, сильнейшие карты действий и… ночь, которая длится бесконечно (вернее — до погибели людской).

В нашей компании было несколько опытных игроков и мы сразу указали на некоторые ошибки баланса. К чести автора игры, тот не обиделся, а взялся исправить эти несколько упущений. Так, например, вместо того, чтобы брать одну из двух карт «сундука» и класть её поверх колоды добавился выбор — «сброс». Это увеличивает прокрутку колоды и дает шанс найти действительно нужный в борьбе с врагом предмет, например, балку, перекрывающую проход в дом или те самые заветные ключи зажигания. Скачать последнюю редакцию правил можно на Тесере. Я же рекомендую также добавить опцию «рассвет» — когда карты у «оверлорда» заканчиваются (а играть одну он должен каждый раунд), люди празднуют победу. Ночь пройдет, наступит утро ясное!

Neville: This is Ground Zero. This is my site. I can fix. I can fix this.
Neville (later): Nothin’ happened the way it was supposed to happen.
I Am Legend , 2007

Субъективный вердикт или спеши не торопясь

Мне искренне жаль, что с выпуском игры поспешили. Но с учетом правок, имеющихся на данный момент и невысокой стоимости, «Заражение» не так плоха, как об этом говорят. Нет, не стоит её сравнивать с LNOE, но «Заражение» вполне может подойти, как бюджетная игра для подростков, не владеющих английским, но увлекающихся зомбипришествием.

 

PS:

После прочтения данного обзора Юрий Тапилин заявил о своем авторстве модификации «Zombie Plague», которая невероятно похожа на Заражение. По этому поводу было взято интервью у автора «Заражения».

 

10 комментариев на «Заражение. Укратреш на тему зомбопришествия.»

  1. Если тебе понравился фильм «Я легенда», то рекомендую посмотреть фильм «Безумцы» (The Crazies). Почти про зомби, но с правдивой концепцией. Фильм очень классный.

      Цитировать  Ответить

  2. Серж,
    Да, Легенда понравилась, хотя книжка все-таки лучше :).
    Спасибо за наводку — посмотрю Безумцев.

      Цитировать  Ответить

  3. Njuse4ka:

    Серж,

    книжку читать. по-моему, фильм фигня какая-то )

      Цитировать  Ответить

  4. Njuse4ka:

    А ты вообще любишь америтреш? ) Я — нет, но зомбячки мне нравятся. Если тебя жгёт хохотунчик, то можно посмотреть «Зомби по имени Шон» или как он по-англ.. Shaun of the dead что-ли..))

      Цитировать  Ответить

  5. Njuse4ka,

    Люблю гибриды :). Классический америтреш не очень.
    Космик последней редакции, та же Клаустрофобия — в моем топе, но это не касается целой когорты атмосферных дайсфестов со слабой механикой :).
    За рекомендацию спасибо, я посмотрю.

      Цитировать  Ответить

  6. Статья замечательная. Завидую тем, у кого получается так грамотно (политкоректно) писать про подобное …. (скажем, продукцию). Лично мне больше всего понравилось высказывание Скорпиуса, (http://nastolki.com.ua/articles/117.Obzor_nastolnoy_igri_Zarazhenie_c_tochki_zreniya_gika) которое предельно четко и лаконично характеризует этот продукт:
    «Заражение … больше напоминая неудачно сделанный ПнП двух довольно неплохих настолок, чем самостоятельную разработку» — добавить нечего.

    Хотите попробовать сами — игра есть в отделе «Настолок» в «Блокбастере». Вы можете подойти, взять игру и попробовать самостоятельно в нее сыграть.

      Цитировать  Ответить

  7. Ulovka_22,

    Спасибо,
    Кстати, я не думаю, что игра плоха и является неудачно сделанным ПнП.
    Она недоработана и, как оказалось, во многом позаимствована у Ю. Тапилина. Но если знать, что в ней изменить, не относиться к предоставленным правилам, как к догме, то получится неплохой бюджетный игромод на данную тему.

      Цитировать  Ответить

  8. Пластун:

    бачив гру в магазинах але продовжую не розуміти політики ранку який випускає продукцію іноземними мовами
    от хай в пємзі гру і купують
    а я почекаю української

      Цитировать  Ответить

  9. Пластун,

    Взагалі, то є сенс в зауваженні — російскомовний ринок більш насиченний, конуренції на україномовному небагато.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *