Shogun — Сёгун-до от гайдзина для гайдзинов.

Когда-то я считал самураев образцом рыцарства, хоку — отсутствием внутреннего ритма у сочинителя, мне казалась естественной средневековая изоляция Японии (мол, далеко находится), я не видел разницы между катаной и тати, а сёгуна отождествлял с императором.

Печатая эти строки сейчас, я мало чем отличаюсь от себя тогдашнего: чем больше узнаю о Ниппоне — «источнике Солнца», тем меньше понимаю. Может, все дело в том, что мне не нравится аниме, а единственный приглянувшийся японский писатель — Харуки Мураками? Не знаю, но могу заверить — роллы и саке пользуются моим безоговорочным признанием.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Как бы то ни было, но Япония вряд ли кого оставит равнодушным. Маленькая страна (территория Украины в 1.6 раза больше Японии) гордых и сильных духом людей завоевала уважение и интерес своим потом и кровью — на протяжении веков, не раз оказываясь в руинах, она всегда восставала из них еще сильнее. Только представьте: население островного государства больше нашего в 2.8 раза, ВВП в 13,4! И это вопреки постоянным природным катаклизмам, длительному периоду феодальной раздробленности, близорукому изоляционизму периода Эдо, проигрышу в одной из мировых войн.. Ключ к данной загадке, как всегда, мне видится в людях, их упорстве, самоотдаче и любви к своей родине. Можете себе представить, чтобы в Украине министр подал в отставку всего-то из-за неудачной шутки? А Японии 21-го века это не чуждо, да что там — потерять лицо для японца — все равно, что умереть.

Да-да, в статье речь пойдет о настольной игре Сёгун, не переключайте канал немного терпения :). Игра-то в евростиле и чтобы не упустить в передвижении деревянных кубиков и картонных жетонах атмосферу, игрокам придется включить воображение. Так и я стараюсь разбавить прекрасную, но немного пресную механику игры своими субъективными рассуждениями. Мне почему-то кажется, что за трехчасовой партией у игроков просто не может не возникать чего-то подобного в их светлых головах. Если Вы еще не испугались, тогда окаэри, друзья.

Эпоха японского средневековья особенно интересна двумя периодами: Сэнгоку и Эдо. Первый — несколько веков героев и постоянных междоусобных войн, на мой взгляд вполне закономерный результат своего рода двоевластия: император был «наместником Бога», в то время как сёгуну можно было адресовать известное продолжение данной фразы: «на земле». Доходило до нелепости: два сёгуна и два императора в одной Японии. Второй период — двести с лишним лет режима сёгуната Токугавы, пришедшего к власти на плечах Оды Нобунаги и Тоётоми Хидзёси. Иэясу Токугава развил идею единовластия, закрепив за сёгунатом все властные полномочия, сделав императора просто объектом религиозного культа.

Игрокам предстоит повторить этот путь — путь предательства и войн, подавления восстаний крестьян и жестокой экспансии. Главное помните — если Вам не удастся стать сёгуном, то никаких министерских портфелей не причитается, только  ритуальное самоубийство. Уж такие суровые нравы.

 

Оформление

«Не допускай бесчестных мыслей.  Путь — в упражнении.
Познакомься с каждым искусством.  Познай Пути всех профессий.»
Миямото Мусаси, ронин. Книга Пяти Колец


Издательство  QweenGames традиционно любит необычные большие коробки, вероятно подметив успех таковых у своих коллег из FFG. Если говорить о данной игре, то избыточность может быть оправдана удобством хранения компонентов, прежде всего — боевой башни, но это несколько натянутое оправдание для большой коробки, которую не всегда удается упаковать в коллективной посылке из зарубежных магазинов. Для нас с Вами, гаядзинов восточной Европы, это выливается в довольно высокую стоимость доставки.

Что мы увидим в коробке? Двустороннюю карту архипелага, разделенную на регионы, которые в свою очередь поделены на провинции. Выбор стороны карты: лунной или солнечной повлияет на конфликтность. Новичкам рекомендуют солнечную сторону из-за меньшего градуса агрессия и большей урожайности некоторых регионов. Качество карты не вызывает нареканий, равно как и прочих компонентов: жетонов построек и бунта, деревянных кубиков, представляющих собой самураев и крестьянских бунтовщиков, маленьких карт приказов и событий.

Боевая башня — это особый элемент, своего рода визитная карточка игры. Сделана она из пластика, но обклеена декоративной бумагой, придающий вид осадной башни тех времен. Когда мы забрасываем в неё кубики-войска, те с некоторой вероятностью остаются внутри и не все добираются к чаше результатов, по которым подсчитываем кто победил, а кто проиграл в сражении. Оставшиеся в башне еще сыграют, но когда — неизвестно.

Как мы видим, с первого взгляда можно определить, что эта игра — евро с хорошо проработанной темой. Конечно, как для игры, отображающей становление эпохи Эдо, в ней маловато сюнги, но авторы явно рассчитывали на богатую фантазию игроков.

 

Механика игры и мои «имхи»

«Первый из них — Путь Земледельца…
Второй Путь — Путь Торговца…
Третьим Путем идет благородный воин…
Путь Воина — овладение достоинствами своего  оружия.
Но если аристократ не любит Стратегию,
как он  сможет определить пользу, приносимую его клинком?
Воин  должен обладать развитым вкусом.
Четвертый Путь — Путь Художника, или Путь Плотника.
Путь — в упражнении.
Познакомься с каждым искусством.»
Миямото Мусаси, ронин. Книга Пяти Колец


Прежде всего Вам предстоит выбрать протагониста — одного из влиятельных даймё конца периода Сэнгоку. Этот выбор сводится к тому, каким цветом Вы будете играть — планшеты игроков ничем другим не отличаются. Впрочем, один из моих друзей уверяет, что черный цвет — ключ к победе и приводит несколько занятных обоснований, опирающуюся на игровую психологию. Ему действительно часто удается стать сёгуном, что доказывает, конечно, несколько иное: в этой игре уровень подготовленности сильно влияет на результат.

Далее даймё необходимо выбрать провинции и расположить там свои войска — деревянные кубики соответствующего цвета. Число кубиков варьируется в зависимости от числа игроков, но выбирать придется из определенного набора: доступны несколько «двушек» (расположить можно два кубика), чуть меньше «троек», «четверок» и «пятерок». Сами же провинции выбираются из двух открытых карт общей колоды и выбрав одну, мы передаём ход следующему игроку и так, пока не наши деревянные вооруженные самураи не иссякнут.

Определившись со стартовыми позициями, игроки делают ставку на одно из доступных преимуществ (титулов) в этом раунде, этот выбор будет доступен в начале каждого раунда «действия» (игра делится на два года, в которых весной, летом и осенью даймё стараются воплотить свои амбициозные планы в жизнь, а зимой подбиваются итоги этой бурной деятельности).

В сезон «действия» на лицевой стороне планшета необходимо выкладывать в закрытую свои «приказы» — на поле с изображением определенного действия кладутся провинции или «пустышки». Для выбора доступны:  строительство храмов, дворцов и театров, военный поход на чужую, в том числе нейтральную провинцию, набор войск, сбор риса и денег. Это самый сложный момент в игре — игроку предстоит просчитать то, что усилит его позиции, а что ослабит соперника. Учитывать стоит также и случайное событие, незначительно меняющее правила игры в данном сезоне.

Как только выложили — начинаем выполнять по порядку, который определяется каждый раунд (сезон), перетасовывая карточки с изображением этих действий. Таким образом мы создаем каждый раунд практически непредсказуемый порядок хода (первые пять из десяти случайно замешанных действий открыты, остальные открываются по мере выполнения предыдущих). Не буду описывать, как работает то или иное действие — для этого есть доступные в Сети правила, однако скажу, что они по-еврогеймски продуманы, но обладает своим характером. Так, например, бои решаются броском кубиков в башню, но успех сейчас почти наверняка означает успех Вашего оппонента впоследствии из-за особенностей её конструкции, описанной в предыдущем разделе. Другими словами, проиграв несколько сражений с крупными силами, башня наполнится войсками, которые смогут победить в бою, инициированным всего лишь одним храбрым деревянным самураем.

Каждый даймё знает, что зима близко, именно в этот сезон наши крестьяне могут взволноваться особенно сильно, если Вы не позаботились о еде и крове для них. Незадачливый правитель рискует потерять завоеванные кровью провинции вместе со всеми постройками (если они, конечно, там были построены). Только после того, как все жители вкусно поедят или злостно взбунтуются, если их обделили, игроки начнут подсчет очков. Считаться будут провинции и сооружения в них, но после простого подсчета последует подсчет «доминирования» — насколько Вы обошли противников в строительных работах или завоевательных походах, ведь построенное честным трудом можно подло отобрать у соседа. В этом случае подсчет ведется по «регионам» — десяткам или дюжинам провинций, объединенных на карте одним цветом. Владеющий большинством дворцов, храмов, театров получает бонусные очки.

Ключ к победе — выигрывать именно в этом подсчете, правильно чередуя агрессивные и мирные действия в предыдущих сезонах. Не забывайте при этом, что зимние восстания могут смешать все карты и поэтому стоит позаботиться о бедных крестьянах (когда станете сёгуном, начнете эпоху Эдо и приведете самураев к расцвету, Вы наверняка об этом вспомните и дадите право самураю на месте казнить неугодных без суда и следствия).

 

 Субъективный вердикт

«Различай выигрыш и потерю в делах мирских.
Развивай интуитивное понимание окружающего.
Прозревай невидимое.
Обращай внимание даже на заурядное.
Не делай ничего бесполезного.»
Миямото Мусаси, ронин. Книга Пяти Колец

В Сёгуне Вам волей-неволей придется не только строить, но и воевать. Более того — предательство на последнем ходу — один из важных аспектов выигрыша, так как позволяет отхватить самые лакомые провинции. Подобная конфликтность вряд ли придется по вкусу семьям. Также не уверен, что игра будет интересна девушкам, хотя я встречал таких ловких леди (не за игровым столом, конечно), чьи интриги нам, мужчинам, даже не снились.

Игра красива, атмосферна, продумана. Это одна из лучших игр, завязанных на экспансию и контроль территорий. Правила исключительно хороши, книжка правил — нет. Чтобы выиграть придется много считать и отодвинуть в сторону симпатии и антипатии на время партии.

Сёгун в меру тематичен, но без вашей фантазии не оживет, представ горой дерева и картона. Без интереса к Японии игра может доставить удовольствие, без интереса к еврогибриду с жестким противостоянием — нет.

 

Дополнение к игре

«Великие фехтовальщики и прочие художники меча
развивают способность опережать противника.
Мастер боя всегда «обгоняет» своих оппонентов.
Это не означает преимущества в скорости.
Великого фехтовальщика невозможно победить потому,
что он подсознательно чувствует источник любого реального действия.»
Миямото Мусаси, ронин. Книга Пяти Колец

Не покупайте.
Расширение стоит приличных денег, а привносит в игру всего две опции: «фаворит императора» и «выбор самурая». Последний представляет собой всего лишь простое правило: на начало сезона возьми бонусные ресурсы, если у тебя есть провинции хотя бы в четырех регионах. Если в следующем сезоне ты все еще соблюдаешь это условие — возьми еще больше бонусных ресурсов и так пока не придет зима.  Это делает игру чуть менее кризисной и подталкивает к быстрой экспансии. Этот режим мне нравится, но чтобы с ним играть нет необходимости покупать дополнение, просто возьмите  показатели бонусов с карт, представленных на фото внизу и применяйте. Я убежден, что это должно быть бесплатным мини-дополнением, доступным для скачивания и печати или в крайнем случае — просто небольшой колодой карт, высылаемой за горсть риса и искреннее аригато.

А вот «фаворит императора» (это мой вольный перевод, как Вы догадались) изо всех сил старается доказать, что деньги потрачены не зря. Знайте, что Вы заплатите за колоду карт, отпечатанных заново чтобы не отличались рубашкой от нескольких десятков новых, за плотную приставку-планшет к игровому полю, на котором будет изображен император, за большие деревянные уже-не-кубы миньонов и за Ваши персональные расширения планшетов.

Для чего все это? Чтобы добавить следующую опцию: раскладывая приказы (карты-провинций/пустышек на соответствующие поля действий индивидуального планшета) теперь также имеется выбор нового действия — призыва ко двору миньона. Этих миньонов можно будет отправлять к императору перед началом выполнения запланированных действий и получить блага, выложенные случайным образом из новой колоды (около полусотни карт).

Кажется неплохо? Да, но оформление избыточно и за это надо платить, а миньоны-фавориты на практике показали, что эта опция усложняет и без того непростую игру, а значимого эффекта не приносит. Похожая механика используется в Ланкастере (дворяне и голосование), но то, что для англичанина хорошо, японцу — бессмысленно.

 

Послесловие

 

Эта статья написана в рамках конкурса «рыцари круглого стола» на Тесере, однако без претензий на приз и с правом публикации здесь, на своем домашнем блоге — Смайлосфере. Это такой эксперимент — мне интересен проект, собравший столько людей вместе, кроме того, это даст возможность проанализировать реакции читателей дома и в гостях на одну и ту же статью. Никаких других подводных камней нет.

Как Вы могли заметить, в статье используются не только мои фотографии игры, но и замечательная ксилография японских мастеров. К фото обычно есть краткое описание при наведении на него курсором, чтобы Вы могли узнать чуть больше, порывшись в Сети. Тоже относится и к аллюзиям, которые, надеюсь, вызвали Ваш интерес.

12 комментариев на «Shogun — Сёгун-до от гайдзина для гайдзинов.»

  1. Ты молодец. А фото очень яркие и красивые 🙂

      Цитировать  Ответить

  2. Serj:

    Самураи такие рыцари 🙂
    Как много красивых историй о благородстве и бесстрашии. Например (только имен не помню): Проходя мимо дома известного художника Х, самурай Y увидел, что дом объят огнем. После этого бесстрашный самурай вошел в горящий дом, сделал себе харакири и спрятал внутри себя часть картин художника. Такая вот любовь к искусству. Это из лекции в рамках кандидатского по философии.
    Но у монеты всегда есть обратная сторона, в данном случае — это культура рисового поля и тысяч несчастных и бесправных крестьян… которые батрачили, батрачили и батрачили на этих самых самураев 🙂 Да и катаны проверялись не только на трупах.
    А за обзор спасибо конечно.

      Цитировать  Ответить

  3. Еще раз хочу сказать, что обзор классный. Даже с музыкой. 🙂
    Единственное, между абзацами вертикальные пропуски бы добавить…

      Цитировать  Ответить

  4. Njuse4ka,

    Спасибо.
    Мало кому удается меня смутить.. У тебя удается, наверное, мне просто очень приятно :).

      Цитировать  Ответить

  5. Serj,

    В статье я попытался это передать — то что на поверхности не всегда верно. И Эдо очень противоречивая эпоха.
    И не даром эпиграфами служат слова ронина, не самурая. 🙂

      Цитировать  Ответить

  6. CerbeRUS,
    Спасибо.
    Да, я вставлю. Просто до публикации не очень заметно, к сожалению (после какого-то очередного обновления вордпрес стал слишком умным и решил убирать «лишние» отступы).

    С музыкой целая история…
    На самом деле мелодичной музыки той эпохи практически нет (имхо, конечно). Выбрал просто народную без привязки к конкретному историческому периоду, причем есть подозрения, что в ней много от китайской и корейской музыки.

      Цитировать  Ответить

  7. Отличный обзор. Игра меня очень давно привлекла именно своей башней, но до сих пор так и не сыграл. Даже не знаю, есть ли у кого из знакомых.

      Цитировать  Ответить

  8. Vladimir,
    Мне кажется, что тебе дожно понравится, и не только из-за башни :).
    Но для её полного раскрытия необходимо 4-5 игроков.

      Цитировать  Ответить

  9. Njuse4ka:

    И совершенно потрясная идея с музыкой… Не только зрение, но и слух.

      Цитировать  Ответить

  10. Njuse4ka,

    Мне нравится такой формат, приятно, что не только автору :).

      Цитировать  Ответить

  11. smilek,

    Блин, я тут обрадовался, что на выходных удастся, наконец-то, опробовать, а оказалось, что спутал Сёгуна с Сенжи ;(

      Цитировать  Ответить

  12. Vladimir,

    Сенжи- тоже очень достойная игра. Мне нравится, но только если 4+игроков, так как рассчитана на активную дипломатию.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *