Несколько новых и старых мыслей об игре 7 Wonders.

Collosus

Где-то через неделю по 7 Чудесам будет проводиться турнир. Я люблю всякие такие сборища :), чего таить, а вот игра не вызвала особенного восторга с первого знакомства. Однако я не был бы самим собой, если бы не постарался понять за что игру любит такое количество настольщиков и почему по ней собираются провести турнир.

Вместо вступления — впечатления

О самой игре можно прочесть по указанной выше ссылке, здесь я не буду рассказывать правила и объяснять о чем игра, зачем повторяться :), но поделюсь своими краткими соображениями в преддверие турнира.

Итак, я нашел человека, у которого есть игра вместе с расширениями и попросил его разложить партейку-другую. Помимо этого, я воспользовался старым добрым немецким онлайн сервисом, благодаря которому в свое время сыграл более двух сотен партий в Доминион.

Отыграв около трех десятков в 7 Чудес, мнение мое несколько изменилось.

При игре втроем о легкой игре можно забыть — драфт уже не смешивает все планы, но добавляет остроты, ведь можно и нужно отравлять соседу жизнь сбросом нужной ему карты в свое Чудо-юдо. Сбор научных материалов — прекрасная стратегия, но сильные игроки рядом с вами постараются не дать вам насладиться заветными цепочками, а вдобавок могут и оголить мечи. И это будет касаться всего, даже ресурсов, — каждый будет стараться подобрать их комбинации под себя без излишков, с тем, чтобы вы не были свободны в выборе построек.

При игре вчетвером и впятером все осталось таким, как я описывал ранее — драфт рушит всю стратегию играть следует от того, что пришло в этому ходу. И это не минус, а особенность, но больше всего раздражает при такой игре ситуация, когда кто-то вопреки всему что-то просчитывает и тем самым сильно затягивает игру.

 Photo_from_BGG_by_JonB38

Расширения к игре

Порадовали Лидеры, они добавляют осознанности всей партии. Вместе с планшетом города они составляют этакий портрет цивилизации игрока. Вводить их можно в начале каждой эпохи и это фактически добавляет еще одно действие и нетривиальное решение игре.

Не совсем уловил смысл Городов: шпионские сети — это здорово, но на практике их использование не очень оправдано. Впрочем, для окончательных выводов по этому расширению я сыграл не очень много и, возможно, это просто усилило и без того мощную силу Науки.

 Photo_from_BGG_by_familywontplay

Секрет успеха

Игра занимает почетнейшее 13 место среди всех настольных игр в мировом рейтинге Boardgamegeek и 1-е место среди игр семейных. Почему же игра так популярна?

Я думаю, причины крайне просты:

  • Красота оформления
    Это неоспоримый факт — игра превосходно выглядит. Правда, не столько за счет работы художника, сколько из-за правильно выбранной темы. Ну не может не поражать результат титанического труда наших предков, будь это египетские пирамиды, сады Вавилона или александрийский маяк.
  • Простота правил и некоторая неочевидность выигрышных стратегий
    Это всегда работает — простота и доступность семейных игр быстрее завоевывают сердца и умы, чем умозрительные и сложнейшие реконструкции варгеймов. Но неочевидность выигрыша — главное отличие хорошей игры от плохой. Постоянно участвовать в игре возможно только имея шансы на победу или тешась такой надеждой. Так вот, я считаю, 7 Чудес — из тех игр, которые умышленно утешают отстающих и проигрывающих игроков неявным подсчетом очков — пока игра не закончится, никто наверняка не сможет сказать имя самого Чудесного. Этот прием не совсем честный, но часто используется в евроиграх и доказал свое свое право быть.
  • Играй быстро, ешь на лету, не жди удачи — лови за хвост
    Быстрые игры стремительно набирают популярности, как в свое время это сделали рестораны быстрого питания (я бы их по другому назвал, да ладно). «Хобби наше — в массы» — твердили мы, гики, до конца не понимая, что Монополию заменят Колонизаторы, Каркассоны и Бэнги, но появление гиков от этого не зависит и Ганнибал с Сумеречной Борьбой все также будут ждать редкого счастливого случая. Подобная закономерность — это не плохо, может даже хорошо, но все равно немного грустно.
  • Маркетинговый фокус
    Наша история знает много экономических трюков. Один из них — искусственный ажиотаж. Попробуйте выпустить неплохой товар, обязательно подогреть интерес к нему хорошей рекламой, а когда потребители придут за ним — зась, нет товара, кончился, разобрали. Да и цену можете повыше назначить, купят, не волнуйтесь. Не перегнете палку и дело в шляпе — ваш товар будет покупаться, как товар первой необходимости, не являясь при этом таковым. С этой игрой еще во время её презентации на Эссене 2010 все начиналось именно так. Не люблю я таких трюков, взять что ли себе ПнП в знак протеста :)? Да что тут говорить, лучше перечитать Хаксли с его дивным и таким новым.

Photo_rom_BGG_by_SlikkRikk

Вместо заключения — мое мнение

Несмотря на кажущееся брюзжание, я верю в светлое будущее и в космические корабли, которые вот-вот и будут бороздить без устали все мыслимые и немыслимые просторы. Иными словами, что бы я ни говорил ранее, 7 Чудес — хорошая игра и достойна таких праздников, как турниры.

Что до остального… А у вас не возникает ощущения, что количество упрямо не хочет переходить в качество и старина Фридрих ошибался ;)?

PS:

У меня не осталось фото игры 7 Чудес, пришлось позаимствовать у BGG, если навести на фото — увидите, кто автор. Касательно первой могу сказать только, что это голова не Доуэля, а того самого парня с острова Родос. К слову, по поводу роялти в мире настольных игр я собираюсь вскоре черкнуть пару строк, но это уже другая история.

И  последнее — записаться на турнир можете по этой ссылке. Такая бесплатная и бескорыстная реклама от Смайлосферы.

29 комментариев на «Несколько новых и старых мыслей об игре 7 Wonders.»

  1. arlekin:

    Еще раз обращаю внимание, что для вдумчивой игры с просчетами и т.п. лучшим вариантом считаю игру вдвоем, когда третий город попеременно попадает под власть то одного, то другого игрока.

      Цитировать  Ответить

  2. arlekin,

    Ну вот когда же мы наконец такой вариант сыграем :)?
    Я помню твою рекомендацию, не уверен, что мне понравится больше игры на троих, но обязательно попробуем.

      Цитировать  Ответить

  3. ELON:

    «При игре вчетвером и впятером все осталось таким, как я описывал ранее – драфт рушит всю стратегию играть следует от того, что пришло в этому ходу. И это не минус, а особенность, но больше всего раздражает при такой игре ситуация, когда кто-то вопреки всему что-то просчитывает и тем самым сильно затягивает игру.»
    Игра как ни странно именно задротская — то есть нужно сыграть, как можно больше партий и понимать точно, что нужно делать при игре на 4, 5 и т.д. Я на БГГ нашел анализ игры страниц так на 40.

      Цитировать  Ответить

  4. ELON,

    Согласен, но при игре впятером все-таки основной упор на тактику, не стоит ждать астролябии (или другой карты, неважно :)), отданной по кругу. Таким образом это уже другая игра — с некоторым блефом и ярко выраженным человеческим фактором.

      Цитировать  Ответить

  5. ELON:

    smilek: Согласен, но при игре впятером все-таки упор на тактику, не стоит ждать астролябии (или другой карты, неважно 🙂 ), отданной по кругу. Таким образом это уже другая игра – с некоторым блефом и ярко выраженным человеческим фактором.

    Нужно просто точно знать какие есть в игре карты, внимательно смотреть, на то, кто, что выкладывает и игра превращается в четко продуманную в которой минимально влияние рандома. Фактически играя в Галактику не смотря на пасьянсовасть происходящего, ты точно знаешь, что тебе делать и что искать в колоде.

      Цитировать  Ответить

  6. ELON,

    Ты, наверное, опечатку допустил, мы не про Галактику :), ни про БСГ, ни про РФТГ, а про 7 Чудес.

    ELON: Нужно просто точно знать какие есть в игре карты, внимательно смотреть, на то, кто, что выкладывает и игра превращается в четко продуманную в которой минимально влияние рандома.

    Ты же пользуешься немецким онлайн-сервисом с трудно выговариваемым названием? Давай условимся о времени и поиграем вместе, посмотрим, что выходит. У меня пока около 40 онлайн и 10 обычных партий, могу ошибаться на этот счет. Суть в том, что ты не видишь, какие карты у других игроков 🙂 и как они себя поведут — загадка. Стандартным, например, я вляется такой пример блефа — никто не строит войну и науку вначале, только в конце эпохи — бац, а другие конкурентные карты — в чудо. И еще про ресурсы я писал — часто сознательно могут нужные твоему городу и выбранному пути развития ресурсы скинуть в чудо — это еще один тип взаимодействия.
    И при игре впятером я пока только крейзистайл наблюдал :), это при том, что на этом буржуйском сайте опытные игроки.

      Цитировать  Ответить

  7. ELON:

    smilek: Ты, наверное, опечатку допустил, мы не про Галактику 🙂 , ни про БСГ, ни про РФТГ, а про 7 Чудес.

    Я писал пр о7 чудес, а Галактику(РФТГ) я ради примера привел т.к. сыграл в неё больше 600-700 партий и чем дальше, тем все интересней. Подозреваю в 7 чудес тоже самое. Я на бриетшпиле пробовал играть, но как то странно он у меня работает плюс мне интерфейс крайне не нравится.

      Цитировать  Ответить

  8. ELON,

    Интерфейс мне тоже не нравится, но партии проходят быстро (15 мин в среднем) и раскладывать игру не надо, организовывать народ и т.п. В рамках подготовки к турниру — самое то :).

    ELON: Подозреваю в 7 чудес тоже самое.

    Не совсем, в РФТГ я тоже отыграл ого-го, хоть и поменьше твоего :).

      Цитировать  Ответить

  9. arlekin:

    Вижу, Элон к чемпу серьезно готовится. =)

      Цитировать  Ответить

  10. arlekin:
    Вижу, Элон к чемпу серьезно готовится.=)

    Да, только отвлекает внимание от этого — все про две сотни партий в РФТГ рассказывает, а сам уже не меньше сотни в Чудеса отыграл и все гиды по стратегии перечитал :). Надо будет его к турниру не допустить настольным референдумом и выдать специальный приз «для манчкинов» :).

      Цитировать  Ответить

  11. Я Баузе за 7Чудес и Гост Сторис готова в ножки кланяться (несмотря на Такеноко и Токайдо) 🙂 Как раз вчера наткнулась на эту простынь про статегию, о которой упоминалось выше… А ещё на небольшую заметку-выжимку из этой простыни. 7Чудес — для меня всегда гарантированное удовольствие.

      Цитировать  Ответить

  12. Njuse4ka,

    Я помню, еще в самом начале игра покорила твое сердце :).
    Стратегия на 40 листов — редки комплексный варгейм удостаивается такой чести.

      Цитировать  Ответить

  13. Как раз пару дней назад сам написал статью с похожей тематикой о семи чудесах, случайно решил залезьть к тебе в блог — и на тебе!
    Правда, я гораздо больше хвалю саму игру, чем критикую.
    Не совсем согласен про отсутствие стратегичности при игре более, чем втроем, а также про Лидеров, но у всех свое видение.

      Цитировать  Ответить

  14. Njuse4ka,

    про Ghost Stories и 7 Wonders полностью согласен, а вот в Такеноко и Токаидо не играл и не планирую особо. Хотя про панду вроде писали, что для семейного филлера покатит.
    Гайд на 40 страниц по 7 Wonders вроде видел, но точно знаю, что читать будет лень))

      Цитировать  Ответить

  15. Константин,
    Прочел :), ранее и не обращал внимания на подмеченную тобой фишку с цифрой «7».

    А почему ты не согласен? Считаешь, что есть способы уберечься от случайности драфта и человеческого фактора при игре впятером?
    И почему Лидеры не понравились?

      Цитировать  Ответить

  16. По поводу случайности — когда у нас в Минске проводился первый турнир по 7 Чудесам, я его выиграл. В основном были партии на 4-5 человек. Так что да, случайность там есть, но и уверенно побеждать можно. Конечно, многие игроки были новичками, но ведь это как раз добавляет намного больше рандома.
    Лидеры не понравились как раз потому, что они добавили много случайности в процесс.

      Цитировать  Ответить

  17. Константин,

    а и не играй.. тока время потеряешь 🙂 это очень семейно, рандомно, филлерно и никак. разве что приятно, медитативно и красиво. но что красота без годных механик? пшик

      Цитировать  Ответить

  18. Константин:
    Лидеры не понравились как раз потому, что они добавили много случайности в процесс.

    Ну вот, мне наоборот показалось почему-то, ох уж эти чудеса…

      Цитировать  Ответить

  19. arlekin:

    Без лидеров в чудесах рандом только растет, они хоть что-то спланировать позволяют.

      Цитировать  Ответить

  20. arlekin:
    Без лидеров в чудесах рандом только растет, они хоть что-то спланировать позволяют.

    Уже как победитель турнира по этой игре обоснуй, пожалуйста.

      Цитировать  Ответить

  21. arlekin:

    Это к тому, что, с моей точки зрения, лидеры не добавляют рандлм, как писал коллега выше, а уменьшают его. И, кстати, чемпионат, мне кажется, это несколько подтвердил — вспомни разницу в очках у одного и тогоже человека от партии к партии в рамках даже одного тура.
    Новички, конечно, вносят сумятицу, но после первой партии зачастую становится ясно как они играют, т.к. особености городов они не отыгрывают.

    Кстати мы там познакомились с товарищем, который очень любит Десцент, рекомендуют компанию в первом — там вроде и прокачка есть и много чего еще. Как будет доп надо будет его позвать.

      Цитировать  Ответить

  22. arlekin: И, кстати, чемпионат, мне кажется, это несколько подтвердил – вспомни разницу в очках у одного и тогоже человека от партии к партии в рамках даже одного тура.
    Новички, конечно, вносят сумятицу, но после первой партии зачастую становится ясно как они играют, т.к. особености городов они не отыгрывают.

    Я еще отдельно о турнире напишу сегодня или завтра :), но не совсем согласен — новички отыгрывают особенности городов довольно часто, а вот ресурсно играют непредсказуемо. Касательно расширения к игре — Лидеры, то да, и на мой взгляд, оно добавляет значимости планированию.

    arlekin: Кстати мы там познакомились с товарищем, который очень любит Десцент, рекомендуют компанию в первом – там вроде и прокачка есть и много чего еще. Как будет доп надо будет его позвать.

    У меня тоже есть большие надежды на третий аддон к Десенту, второй неплох, но сценарии, как оказалось, сильно не дотягивают до уровня базы, кампании можно сказать там нет (мини-кампания мне не понравилась), но новые монстры, класс героев — уже хорошо. А ваш новый человек — это не Zuga (надеюсь, я правильно помню ник), который занял третье место в турнире?

      Цитировать  Ответить

  23. arlekin:

    Да, Никита, третье место.
    Особенности городов новичками реально не отыгрывались. Кстати, выяснилось, что Никита тоже не шибко много играл и нас это удивило.
    В остальном, сбор ресов и выгон войны — не отгрыш города. Опытыны игрок между двумя новичками — это просто слон в райских кущах. Олег в первом туре — живое тому доказательство. Ведь важно не только самому развиваться, но и соседям мешать.
    Твои турнирные «начные изыскания» будем разбирать отдельно. Поиграй с Элоном — он покажет как играть науку (наука, точно не мой конек, насчет Олега говорить не буду).

      Цитировать  Ответить

  24. arlekin: Особенности городов новичками реально не отыгрывались.

    Особенности большинства городов в базе — сброс ненужных/нужных сопернику карт в ПО, иногда в торговлю. Это отыгрывалось всегда. Родос у новичка, который обычно и так неравнодушен к войне — тоже всегда. Только Вавилон и не помню, какой город с постройкой из отбоя отличаются оригинальностью и особой стратегией.

      Цитировать  Ответить

  25. arlekin:

    Особенности — это не строить Родосом еще 6 карт войны. Это выгребать ресурсы Гизой и брать очки в 3 эпохе. Это внимательно считать деньги Эйфосом, не сбрасывая за бабки карты. Это построение комплектов Вавилоном (а не просто выгребания всего зеленого). Это правильный розыгрыш карты из сброса Галикарнасом, а не второй этап чуда в первую эпоху. И так далее. И, играя, ты чего-то подобного ждешь, а когда рядом сидит новичок, вообще не строящий ресурсы, пытающийся обойтись тем одним, что есть в городе, то он, конечно, набираем менее 30 очков сам, но и соседа топит.
    А до грамотного сброса карт еще доиграться надо.

      Цитировать  Ответить

  26. arlekin,

    В целом да, но это уже не столько особенности городов, сколько стратегии всей игры.

      Цитировать  Ответить

  27. arlekin:

    Эти стратегии как раз от выпавшего тебе города и зависят. а сбрасывание в чудо или отбой нужных кому-то карт — общая стратегия. Просто понять какая именно карта нужная и кому — для новичка весьма непростая задача.

      Цитировать  Ответить

  28. arlekin: Просто понять какая именно карта нужная и кому – для новичка весьма непростая задача.

    Да, как и понять, что не нужно 5+ военных карт. Вообще, очень воинственные были игроки — и новички, и чудоволки.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *