Камисадо и Цуро. Размышляя о пути жизни, ум тренирую в разноцветных одеждах.

47samurai_30

Конишуа, меня зовут Чертовски и я представляю вам сравнительный обзор двух философско-абстрактных (и немного японских) игр о выборе жизненного пути  —  Камисадо и Цуро.

Также в конце статьи будет несколько мыслей об обеих играх будет и от меня, Смайлика. Напомню, что подобная эклектика живет в рубрике Настольный плюрализм, развиваясь параллельно с рубрикой благородных донов.

 

КАМИСАДО.

«Мы не хозяева собственной жизни. Мы связанны с другими прошлым и настоящим. И каждый поступок, как и каждое доброе дело рождает новое будущее.»

Дэвид Митчелл » Облачный атлас.»

DSCN5388

 

В настольной игре Камисадо,  два  игрока (черный и белый)  состязаются  между собой в том кто первый придет  на противоположенный край игровой доски.   Игровая доска, собственно,  состоит из 64 (8 на 8 ) клеток, точно также как  и в шахматах. Но в отличии от них, клетки на нем восьми различных цветов. У каждого из игроков есть находится  восемь фигурок  мудрецов. Все они также восьми цветов — по одному мудрецу каждого из,  представленных на игровом поле, цветов; но с одинаковой подставкой. Итого: на поле будет по два мудреца одного и того же цвета — различаться они будут по цвету подставки — черная или белая.

DSCN5384

Башни оригинального издания превратились в симпатичных мудрецов. Вот только пояса, которые отмечают фигурку сумоистом, вложить в коробку посчитали лишним. Придется вам самим придумывать всяческие ниточки для этой цели.

Для победы игроку  нужно соответственно добраться до противоположенного края поля —  туда где  в начале стоят фигуры соперника. В Камисадо , так же, как и в вышесказанной цитате, не мы выбираем какой фишкой походить — это за нас делает наш соперник. Но и мы, в свою очередь, выбираем цвет вражеской фишки — ставя своего мудреца на соответствующий цвет. То есть — мудрец закончивший свой путь на клетке, какого либо цвета, например, на красной (оговорка по Фрейду … или по Ленину), сразу же активирует вражескую фигуру такого же цвета как и клетка на которой он закончил свое движение — в нашем примере красную фигуру. Ходить можно  на любое количество клеток по прямой  и по диагонали. При чем двигаться можно только вперед. Продвижению мешают свои и чужие фигуры.

DSCN5385

Один из реализованных дебютов.

Если фигура не может ходить — когда все пути вперед заблокированы другими фигурами — то считается что она ходит на месте. Ход сразу же переходит к сопернику и он должен походить своей фигурой такого же цвета, как и тот на котором осталась заблокированная вражеская фигура. Блокирование вражеских фигур и является лейтмотивом всей игры — это верный путь к победе. Но нужно помнить, что блокирование вещь взаимная, я  бы даже сказал, обоюдоострая — ваш мудрец не пускает чужого, но и чужой не пускает вашего — так что с этим нужно быть поосторожней.

DSCN5413

Заранее проигрышный ход. Вот так первым ходом можно проиграть ПО или партию в зависимости от варианта правил.

На мой субъективный взгляд эксперта — Камисадо безжалостна к новичкам. Здесь очень легко проиграть по невнимательности. Еще в игре есть такое понятие как детский мат — проигрыш буквально на втором ходу — сразу же после одного неправильного хода. Это — тогда, когда, первым своим ходом, вы блокируете дальнейшее движение своей фигуры (упершись ней  в чужие фигуры); активировав при этом такую фишку противника, которая, после своего движения, сможет передать ход вашей же заблокированной фигуре, а за тем сразу стать на ее же стартовое место.  Проще говоря — вы походили и уперлись, а враг ходит дважды ( в то время когда вы стоите на месте) и занимает освободившееся место. Избегание таких фатальных  ошибок вводит в игру рельсы шахматных дебютов. А кроме этого в Камисадо непропорционально велико преимущество первого хода… Остается надежда, что вариант правил «Суммо» сможет эти моменты как то сгладить.

 

 

ЦУРО.

«Жизнь — это одинокое странствие. То — под палящим солнцем, то — в лютый холод.
Как часто дорога, по которой мы идем ведет в никуда?
И неизвестно, где встретит нас смерть.
Когда вспоминаешь об этом —  все мире кажется пустым и ничтожным.
И тогда наступает прозрения. Будь готов ко всему.»

Рекламный слоган пива.

 

DSCN5400 

Эта игра о о том как не сойти с верного жизненного пути. Поле Цуро разделено на 36 (6 на 6) квадратов по которому будут двигаться фишки игроков. На них, в свой ход, игрок будет выкладывать один из своих трех находящихся в руке тайлов. На каждом тайле изображены четыре дороги (с началом и концом). Выкладывать тайл нужно только перед своей фишкой которая уже стоит на начале одного из 48 путей находящихся по краям игровой карты (по две дороги с каждой из внешних сторон квадрата).  

DSCN5405

Слева — камисадовский мудрец, справа — его цуровские потомки

Примечательно, что в Цуро от » Звезды» используются фигурки измельчавших (в пять раз) Камисадовских мудрецов, а в оригинале используются  надгробные плита.

DSCN5410

Они-таки встретятся

 

Затем  по вновь присоединенным дорог двигаются все без исключения фишки. Двигаются они до самого конца дороги и если их путь заканчивается на краю игровой доски — хозяин фишки выбывает из игры. Так же игроки выбывают если их пути пересеклись.

Игра кажется  слишком простой даже  для такого любителя Саботера как я.

DSCN5404

Компоненты выглядят достойно, если выравнять выгибающееся поле, что не не представляется сложным.

Особого внимания заслуживает качество коробки — текстура лен!

На десерт документально зафиксированный случай того как переменчива судьба и как жизненные пути других людей влияют на ваш собственный путь.

 

Исторический пример переменчивости Судьбы.

Войдя в возраст, Кир победил царя лидийского Креза и стал его жарить на костре. Но вовремя этой процедуры Крез вдруг воскликнул:

— О, Солон, Солон, Солон!

Это очень удивило мудрого Кира.

— Подобных слов, — признавался он друзьям, — я еще никогда не слышал от жарившихся.

Он поманил Креза к себе и стал расспрашивать что это значит.

Тогда Крез рассказал что его посетил греческий мудрец Солон. Желая пустить мудрецу  пыль в глаза, Крез показал ему свои сокровища и, что бы подразнить, спросил Солона кого он считает самым счастливым человеком на свете.

Если б Солон был джентльменом, он, конечно, сказал бы » вас, ваше величество». Но мудрец был человек простоватый, из недалеких, и  ляпнул,»что прежде смерти никто не может сказать про себя, что счастлив».

Так как Крез был царь развитой не по летам, то тотчас понял, что после смерти люди вообще редко разговаривают, так что и тогда похвастаться своим счастьем не придется, и очень на Солона обиделся.

История эта очень потрясла слабонервного Кира. Он извинился перед Крезом и не стал его дожаривать.

 

 

 

Мнения Смайлика

 

 

Цуро

 

Довольно неплохое качество компонентов для средненького абстракта. Играя в Цуро мне казалось, что я медиум, вызывающий дух Беккета.

Саму игру можно описать тремя словами и да, там будет о поиске пути.
Наш усталый путник тянет карту за картой, стараясь не наткнуться на другого путника, ведь бродяга бродяге — совсем не друг. На карточках изображены эти самые извилистые пути, и наша задача остаться на пути дольше других. В конце каждого хода все фишки (по одной у каждого игрока) передвигаются в один из концов своего пути. Игра продолжается пока не останется только один.

В целом, неплохая игра для детей, ведь пользуются неизменным спросом всяческие лабиринты. Уверен, это развивает ребенка. А вот взрослым, скорей всего, будет играть скучновато, если они не ожидают Годо, конечно.

 

 

 

Камисадо

 

Отличная дуэльная игра, достойная всяческих похвал.

У нас есть одинаковый набор разноцветных мудрецов (башен в оригинальном издании), которые двигаются по очень простым правилам: вперед по прямой или по диагонали, на каком цвете квадрата игрового поля остановимся, такую фигурку будет двигать уже оппонент. Если все ходы перекрыты — ход пропускается. Выигрывает тот, кто доберется до края поля противника. В таком варианте игра уже неплоха, играется быстро и оставляет приятное послевкусие, когда хочется повторить.

 

Но! Этот вариант — для самых маленьких, есть намного более интересный вариант, полные русскоязычные правила которого можно скачать по этой ссылке.

Вкратце отличия таковы: игра не заканчивается по достижении противником противоположного края поля. Вместо этого фигурка отличившегося таким образом мудреца становится сумоистом. Это почетное звание дает дополнительное победное очко и возможность толкать фигурки не-сумоистов на одну клетку по прямой, ходит при этом такая фигурка только на 5 клеток. Игра идет до 3-х очков. Если этого мало, то есть варианты на 7 и 15 очков, а сумоисты могут быть уже дважды и трижды сумоистами :), принося еще больше победных очков и выталкивая еще большее число фигурок оппонента.  Рекомендую этот вариант от всего сердца.

 

Игра, как шахматы, полна дебютов и ендшпилей. При этом она быстрее играется и объясняется. Механика точна и элегантна. Совсем не зря Камисадо в свое время стала лауреатом и номинантом многочисленных премий настольно-игровой индустрии.

 

И напоследок, фото от меня и с BGG нескольких версий изданий этой игры, в том числе самодельные от энтузиастов :).

HomeMade_Dennis N BGG

Burley_first_edition_Ender Wiggins BGG

DSCN5399

Huch&Friends First_ed Tiago Duarte BGG

 

 

 

4 комментария на «Камисадо и Цуро. Размышляя о пути жизни, ум тренирую в разноцветных одеждах.»

  1. Прочёл с большим удовольствием 🙂

      Цитировать  Ответить

  2. Чертовски:

    Большое спасибо! Очень приятно что уже и динозавры настольного движения пишут такие отзывы.

      Цитировать  Ответить

  3. Отличный отзыв, даёт не только представление о механике игры и описании игровых компонентов, а и философское восприятие восточной культуры пропущенное через призму авторского мировоззрения. Есть над чем задуматься, хочется играть. Спасибо автору, зацепило!

      Цитировать  Ответить

  4. Чертовски:

    Домо аригато.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *