Танковый бой: торгуем металлом.

Т34 на территории КПИ (Киев). Фото взято с litnik.pp,ua

Здравствуйте,   меня зовут Чертовски и  я расскажу вам о  настольной игре Танковый бой. В этой  игре, от компании «Звезда»,  нам предоставляется возможность промоделировать одно  из сотен небольших танковых сражении происходивших на полях Второй Мировой, между силами Вермахта и Советской Армии.

«Предметом оживленных дискуссий является вопрос дуэльного сравнения танков. Условно говоря, что было бы, если два танка поставить против друг друга в чистом поле. Сравнение в такой форме в общем случае некорректно. Воюют не танки друг против друга, подобно средневековым рыцарям,но подразделения, оснащенные танками. Поэтому в любом случае в танковом сражении участвовала артиллерия, пехота и саперы.

Если рассматривать уровень операции фронта или армии, то танковых сражений наступающий старался избегать, а обороняющийся, напротив, стремился навязать именно такое сражение. Причины вполне прозрачны: нежелание связываться с сильным и опасным противником, с одной стороны, и стремление не допустить прорыва в тыл крупных танковых сил противника, с другой стороны. Поэтому наступающий предпочитал выставлять против танковых соединений противника заслон и пробиваться дальше.»

 А. Исаев. «АнтиСуворов. Десять мифов Второй Мировой.»

DSCN6161

Внимание танки!

 «Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно».

К. Клаузевиц.

Кроме такого явно деления танков на легкие, средние и тяжелые; военная мысль Второй Мировой и  предшествующего ей периода делила танки по задачам  и  месту на поле боя. При чем, как раз, именно деления танков по весу было весьма условным, потому как советский тяжелый танк ИС весил практически как немецкий средний танк Пантера, а советский легкий танк Т-27 в других странах вообще считался не танком а танкеткой.  Танки непосредственной поддержки пехоты (или сокращенно НПП) штатно входили в состав пехотных соединений или предавались таким в составе полков и батальонов качественного усиления.  Такие танки могли не иметь большой скорости (британский танк Матильда) и запаса хода, так как никогда не отрывались далеко от обычной пехоты; которая в то время передвигалась на марше гужевым способом. Зато они могли нести много брони. Танки дальнего действий (танки ДД) или крейсерские танки входили в состав отдельных крупных механизированных подразделений и напротив могли не нести тяжелой брони так как использовались для глубоких операций в глубине вражеской обороны где априори не могло быть хорошо укрепленных позиций.  Достаточно что бы их броня надежно защищала их от пехотного вооружения. Главное у таких танков была скорость и запас хода. Танки лишенные противопехотного вооружения (пулеметы, огнеметы, короткоствольные пушки) и прочной брони могли использоваться во второй линии — вне зоны прямого огневого контакта. Главное для таких танков дальнобойное оружие. Например таким танком-истребителем со скорострельной пушкой с большой начальной скоростью снаряда был танк БТ. Сопровождать им предполагалось танк первой линии Т-26 («чистильщик окопов») с двумя пулеметными башнями.

 DSCN6164

Блицкриг как философия глубоких операций.

  «Нацизм — это магия плюс танковые дивизии.»

  М. Бержье.

Для прорыва обороны противника используется только пехота и артиллерия (в основном тяжелая и/или гаубичная). В ближайший тыл войска пребывают по железным дорогам. А непосредственно к линии фронта, в целях скрытности (нет шума моторов и демаскирующих выхлопов) и экономии топлива; войска добираются гужевым способом. На участке прорыва создается локальное  превосходство в силах. После прорыва обороны, для развития успеха на максимальную глубину используются крейсерские танки и моторизированная пехота — их цель захват и удержание ключевых пунктов («шверпунктов») в глубине обороны. Удержание же самой горловины прорыва возлагается на обычную пехоту. Задача танков —  штурм узлов сопротивления в том случае если их успели вовремя занять резервы противника. При развитии прорыва танки  движутся по шоссе — так быстрее, расходуется меньше топлива, менее изнашиваются гусеницы. Однако благодаря  высокой проходимости танки активно используются для обхода локальных позиций и заслонов. Все эти действия, как правило, производятся при поддержке спешенной мотопехоты.

Поэтому для блицкрига нужны только крейсерские танки; при чем в основном первой линии — танки поддержки равно как и САУ (самоходные артиллерийские установки; так называемые штурмгешюцы)  выборочно используются во второй линии; в большинстве случаев их успешно заменяет мобильная артиллерия (например подразделение 210-мм мортир на буксире скоростных полугусеничных тягачей) и штурмовая авиация («Штука»).

 DSCN6167

Специализация и оптимизация танков блицкрига.

«Каждый 10-й человек в действующей армии — водитель машины.
На 4,2 млн. человек (общая численность армии) — 420 тыс. машин.»

Ф. Гальдер. Военный дневник. Запись от 20 марта 1940 года.

Противопехотное вооружение — танк должен быть защищен от стрелкового  оружия.  От  пехотинцев  со специальным противотанковым вооружением (противотанковые ружья, гранаты; бутылки с зажигательной смесью) его защищает его же пехота, от танков противотанковая артиллерия, от артиллерии — гаубичная артиллерия и штурмовая авиация. Также танк должен иметь оружие, с помощью которого удобно уничтожать пехотинцев противника. Иначе находясь даже целым и невредимым во вражеском опорном пункте он не сможет удержать стрелков противника от огня по своей пехоте. Опорный пункт — это одна или не сколько траншей вырытых зигзагообразно, и огневые точки в глубине. Находящуюся там пехоту противника необходимо  удержать от огня по танку и своей пехоте огнем оружия танка. Поэтому танк должен иметь возможность вести одновременный огонь, как минимум, в двух направлениях. Когда танк шел вдоль траншеи,  стрелок из пулемета в лобовой плите танка простреливал траншею перед танком.  Башенный стрелок (наводчик пушки и спаренного с ней пулемета), развернув башню, простреливал тылы противника. (Когда  танки шли над  окопами, то в некоторых случаях открывался люк в днище танка и радист из пистолет-пулемета простреливал окопы сверху вниз.)

Также, такой танк должен был обладать возможностью поражать живую силу противника за насыпями, мешками с песком и брустверами. Для этого нужна небольшая пушка с навесной траекторией и небольшой начальной скоростью полета снаряда. Тогда снаряд разорвется точно за укрытием. При чем он упадет под углом, а не плашмя как при выстреле из крупнокалиберной пушке. Иначе, (хоть из пушки хоть из пулемета)  стрелять было  нужно только по выныривающим из укрытия головам. Что равносильно стрельбе из пушки по воробьям — снаряд большой танковой пушки уйдет в землю и не даст осколков или взорвется далеко за спинами.

Эргономичность и автономность. У такого танка должна быть высокая средне техническая скорость — то есть возможность идти с максимальной скоростью без перегрева двигателя. Также износостойкость и надежность деталей. Ремонтопригодность и пожаробезопасный двигатель. Лучшая внутренняя баллистика орудий. Автономность — способность действовать в отрыве от баз снабжения. Так же некоторые танки Вермахта имели такое ноухау того времени как установка подводного хода и автоматическая пушка (Pz -2).

Кроме того такие танковые подразделения требует специальной службы снабжения, надежной связи и децентрализованной структуры командования.   Для правильной организации линии питания танковой колонны (» панцерштрассе») в первую очередь нужно  достаточное количество автотранспорта и его грузоподъемность. У Вермахта для этого было 600 тысяч автомобилей  — это в четыре раза больше чем у Советской армии. (При чем именно блицкригу Опель обязан молнией (блиц. нем — молния) на своей эмблеме — до этого в в овале было просто написано слово Опель). В том числе тяжелые грузовики (способные перевозить танки) отсутствующие в Советской армии как класс.

 Меньшее количество танков чем у противника тем не менее не мешало проводить Вермахту удачные кампании. Насыщение автотранспортом и золотое  сечение организационное структуры танковых групп позволяло Германии одерживать  победы по всей Европе.

 DSCN6170

 

Лекарство от блицкрига.

«Не  шлепайте, а бейте.»

Г. Гудериан.

Советский Союз не имевший к началу 30-х годов вообще никакой автомобильной промышленности не мог даже надеяться соперничать с крупнейшими армиями мира по уровню моторизации. Но использование танков давало шанс уравновесить это отставание достижением преимущества в другой области. Упор был сделан на количество танков а не на маневренную войну. Войну недаром называют «торговлей металлом» — в этой торговле Советский Союз использовал рыночные законы куда более умело и успешно, нежели Германия, противопоставив массовое производство дешевого товара штучному производству товара высококачественного — не эргономичный советский танк был в семь раз дешевле танка Вермахта той же весовой категории. Наличие большой массы танков позволяло дать в руки лучшим молодым людям нации не винтовку или пулемет, а мощное и маневренное средство ведения войны. Немецким же танкистам напротив приходилось делать нелегкую работу за себя и «того парня». В свою очередь, «тот парень» в лучшем случае погибал с фаустпатроном в руках под гусеницами советских танков, а в худшем с винтовкой.

К тому же в угоду борьбы с советскими танками Вермахт пошел (по свидетельству Гудериана) на ухудшение своих танков —  противопехотное оружие на них  было заменено на противотанковое; а с ним была утеряна способность к блицкригу.

По материалам: Ю. Мухин. «Армия Победы»;
С. Переслегин. «Новая история Второй мировой»,
«Самоучитель игры на мировой шахматной доске.»;
А. Исаев. «АнтиСуворов. Десять мифов Второй мировой.»,
» АнтиСуворов. Большая ложь маленького человека.»

 DSCN6178

Танки идут!

 «Фигуры расставлены, игра начнется завтра.»
Наполеон  Бонапарт
перед Бородинской битвой.

В игре Танковый бой нам предстоит взять на себя управление смешанной танковой ротой состоящее из двух взводов легких танков и одного взвода средних.

Для Советской армии  — это танки БТ-5, Т-26 и Т-34. Для Вермахта — это Pz (38t),  Pz-2 и Pz-4.

Передвигая их по состоящему из гексов (сот) с различными элементами местности игровому полю; нам нужно будет, в зависимости от сценария, либо уничтожать танки противника, либо удерживать  контрольную точку определенное количество ходов. Каждый танковый взвод имеет свою собственную (ламинированную) карточку отряда с помощью которой он будет получать приказы. На них будем писать их маркером. Если по какой то причине мы не написали какой либо приказ или написали приказ неправильно — тогда отряд автоматически получает приказ ожидание.

DSCN6173

Каждый отряд имеет свой показатель брони (защита)  а так же дальности, интенсивности огня и точности. Дальность это — то насколько гексов взвод танков может вести огонь по противнику. В игре она будет варьироваться от трех до четырех.  Интенсивность огня это то сколько именно кубиков мы буде кидать. Количество кубиков зависит от цели — средний это танк или легкий. Точность это то какие выпавшие цифры на кубиках считаются попаданием (обычно это единицы и двойки; стрельбой из засады мы можем на единицу увеличить эти цифры — то есть вероятность попадания).  Этот показатель конечно же зависит от расстояния — чем больше расстояние тем меньше точность, что логично. Так же между целью и танком не должно быть гексов с местностью закрывающей линию видимости — лес, редколесье деревня, город. Еще в игре у каждого отряда есть восполняемый боезапас на десять выстрелов. Стойкость отряда поможет не впасть отряду в состояние огневого подавления после сильного огня и потерь. Лейтмотив всей игры — это угадывание приказов противника и нивелирование их своими.

DSCN6172

Все многообразие приказов можно условно разделить на четыре основных вида.

— защита

оборона — отряд получает дополнительную защиту и реагирует на движение противника. Правда если противник не двигается, а стреляет с места то отряду, выполняющему приказ оборона, приходится туго (и одна дополнительная единица брони тут не поможет). Так же у отряда появляются такие не приятные вещи как сектор стрельбы фланг и тыл (когда он атакован с тыла или с фланга он должен проходить тест на стойкость). И в любом случае тратится один патрон вне зависимости от того будет ли стрелять отряд по цели или нет.

 засада —  во многом этот приказ похож на оборону например тем что у отряда появляется сектор стрельбы тыл и фланг. Но он гораздо лучше так как отряд становится невидимым и не может быть целью стрельбы и атаки; а выстрел из засады по силе равен огню на подавление. Беда только в том что на танки него тратят целых два хода (и первый ход беззащитны).  Да и совсем не в любом гексе  танк может стать в засаду. Кроме того после стрельбы самого отряда эффект засады снимается.                                                                              

— стрельба. 

огонь —  давать такой приказ имеет лишь в том случае если боезапас отряда подходит к концу и его пополнение в ближайшее время не предвидится. Ну и конечно когда для уничтожения цели достаточно нескольких попаданий.

огонь на подавление — на мой взгляд самый лучший приказ так как кроме в полтора раза более интенсивного огня этот приказ исполняется первым. И после такого огня отряд противника должен пройти тест на подавления даже если он и не понес потерь. Так же нуно помнить что такой огонь расходует три единицы боезапаса из десяти.

— движение.

походное движение — возможность как можно быстрее занять выгодный для вас гекс. Поскольку стрельба к моменту выполнения этого в этом раунде уже закончен вам следует опасаться только стрельбы из засады и оборонительного огня. Поэтому при движении по возможности следует не попадать в сектор стрельбы таких отрядов.

стрельба в движении- отряд двигается немного медленнее но получает возможность во время движения производить стрельбу по тем отрядам которые до движения не входили в зону эффективной  дальности. Правда при этом стреляющий имеет не большой штраф — кидает меньше кубиков.

— атака.

атака — это что-то среднее между стрельбой и движением. Отряд исполняющий этот приказ так же двигается по игровому полю и так же может стать жертвой оборонительного огня и огня из засады. Атака очень специфический приказ поскольку входя в гекс с вражескими отрядами начинается одновременный ближний бой в котором участвуют все отряды. Этот приказ нужно давать  только в том случае если есть возможность зайти противнику во фланг или в тыл и подавить его морально. Также это можно сделать когда гекс местности дает противнику исключительные преимущества а  у вас нет возможности занять аналогичный.

DSCN6174

— специальные приказы.

собраться — хоть этот приказ и есть на карточке отряда, в игре Танковый бой он не используется.

пополнение боеприпасов — выполняется такой приказ только на гексе со складом. Но пользоваться ним нужно осторожно; стараясь не попасть под огонь, так как исполняющий этот приказ не имеет специальных бонусов защиты.

 DSCN6179

Итог

Игра «Танковый бой» является упрощенной («лайтовой») версией «Великой Отечественной» как по игровому процессу так и по времени партии;  времени и сложности сборки моделей. Не имея многих ее недостатков она тем не менее имеет практически все ее хорошие качества. Ее (с оговорками) можно рекомендовать людям которые никогда не играли в варгеймы в общем и систему «Арт оф Тактик» в частности, а так же опытным игрокам.

14 комментариев на «Танковый бой: торгуем металлом.»

  1. Чертовски:

    Танки Хой !

      Цитировать  Ответить

  2. Хороший обзор, спасибо автору! Как по мне, достойный вариант для любителей WOT порубиться в танки на пляже или другом приятном месте проведения своего отпуска или выходного дня. Благо размеры коробки и игрового поля вполне позволяют.

      Цитировать  Ответить

  3. Чертовски:

    Степан,

    И размеры пляжа.

      Цитировать  Ответить

  4. tasmandevil:

    Ну Чертовски!!! Статья, как всегда, супер, респект, как говорится, и прочие аплодисменты))) У меня Танки как раз и были знакомством с ситемой Арт оф Тактик. Если честно и откровенно — не вау, но неплохо. Вот только не представляю как сдвумя-тремя десятками на поле одному игроку управляться. Это ж сколько приказов раздать….

      Цитировать  Ответить

  5. tasmandevil,

    Вот мне тоже показалось, что в «Танковом бое» система Кривенко себя показывает очень хорошо как раз за счет малого количества отрядов.
    Вообще, неплохая система: и сами приказы, и бои, и модификаторы. Но вовсе не пойму зачем писать фломастером на карточках. Одновременная отдача приказов и разрешение их последовательно реализована в той же Игре Престолов вполне адекватно. Да, в «Танковом бое» записывать обозначения на карточки не утомляет, но в ВоВ или Самураях как раз наоборот. Спасают хоумрулы, вроде записывать стрелки вместо номеров гексов или попросту играть «в открытую». Но все равно жаль, что хорошую систему портит неудобный формат отдачи приказов отрядам.

    PS: Два последних фото танков в статье — первая проба кисточки Чертовски под моим легким наблюдением.

      Цитировать  Ответить

  6. tasmandevil:

    smilek:

    Но вовсе не пойму зачем писать фломастером на карточках.

    PS: Два последних фото танков в статье – первая проба кисточки Чертовски под моим легким наблюдением.

    Насколько я понял, при некоторых видах атак необходимо указывать конкретную цель, а тут уже без записи номера подразделения не обойтись.

    Поздравляю Чертовски с началом художественной деятельности (а я уж грешным делом подумал, что фотки покрашенных танков с БГГ).

      Цитировать  Ответить

  7. tasmandevil: Насколько я понял, при некоторых видах атак необходимо указывать конкретную цель, а тут уже без записи номера подразделения не обойтись.

    Да, нужно указывать цель, но насколько это необходимо? Добавить к броску кубика еще одну случайность 🙂
    Для «Танкового боя» это как раз не критично из-за общей простоты, а вот в той же ВоВ выглядит явно лишним.
    ИМХО, конечно.

    tasmandevil: Поздравляю Чертовски с началом художественной деятельности (а я уж грешным делом подумал, что фотки покрашенных танков с БГГ)

    :), И времени заняло совсем немного, и удовольствия принесло немало. Но лучше у Чертовски узнать.
    А фото, если берутся не из моего скромного Никона, то об этом есть указание в статье, как правило.
    Если их добавляю я, конечно, как в случае со всеми статьями Чертовски по нашей старой договоренности.

      Цитировать  Ответить

  8. Чертовски:

    smilek,

    Да красить понравилась — я даже прикупил себе пару бронеавтомобилей, штурмгешюц и химический танк — надеюсь снова напросится в гости к Смайлику на покраску. (У меня есть для него Ли № 2.)

    Атакуемая цель, в любом случае должна, быть в пределах линии видимости на момент начала приказа — так что случайности здесь напротив меньше.

      Цитировать  Ответить

  9. Чертовски: Да красить понравилась – я даже прикупил себе пару бронеавтомобилей, штурмгешюц и химический танк – надеюсь снова напросится в гости к Смайлику на покраску. (У меня есть для него Ли № 2.)

    Приходи и приноси свой второй, его окрасим в веселые тона.

    Чертовски: Атакуемая цель, в любом случае должна, быть в пределах линии видимости на момент начала приказа – так что случайности здесь напротив меньше.

    Я о том, что промахнуться можно не только по кубику, но и потому что указал неправильную цель. Не уверен, что подобная двойная случайность необходима.

      Цитировать  Ответить

  10. Чертовски:

    Возможно я не так объяснил правила — цель в приказе указывается только та что видна на момент написание приказа — цель не на линии видимости в таком приказе указать нельзя. Приказ «огонь на подавление» и «огонь» обязательно придется на цель указанную в приказе, если конечно она на тот момент уже не будет уничтожена. И только от атаки и от стрельбы в движении цель может уйти, в свою очередь, своей атакой и своим движением.

      Цитировать  Ответить

  11. Чертовски,

    Цель может уйти и может оказаться уничтоженной до того, как разыграется приказ атаки по ней (простой, в движении или на подавление уже не имеет значения). Это и есть пример «двойной случайности». Я искренне не понимаю зачем этот элемент в механике. Путем его исключения многое упрощается и ускоряется в довольно затянутой (ИМХО) фазе раздачи приказов.

      Цитировать  Ответить

  12. Чертовски:

    Спасибо всем за теплые отзывы. Я рад что вам понравился мой танковый этюд в розовых тонах.
    Процессу покраски танковых миниатюр, я считаю, следует посвятить отдельную статью. А пока называйте меня просто и скромно — танкомастер.

      Цитировать  Ответить

  13. Чертовски:

    Ахтунг! Ахтунг1 Внимание конкурс!
    Тот кто первый правильно ответит на три вопроса по истории Второй Мировой войны получит приз: модель немецкого танка масштаб 1/100. Приз можно будет забрать в Киеве в ТРЦ «Дримтаун.»

    Вопрос первый .
    Могут ли заигрывающие орудия переправляться по подводному мосту ?

    Вопрос второй.
    Может ли дизель молот защитить от нахального минирования?

    Вопрос третий.
    Сколько «баб» могут перевести одни аэросани?

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *