Постчеловек — Человек Играющий.

homo_luden2

Кто он, Homo Ludens — Человек Играющий [в настольные игры]? Как выглядит тот кто должен прийти на смену Homo Sapiens? На что похож этот постчеловек будущего, который не только играет в «настолки», но и публикует про это посты? Каков собирательный образ того, чей приход предвещал еще Фридрих Ницше, когда говорил о сверхчеловеке, а нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга   посвятил целый трактат? Попробуем предположить, проследив  эволюционный путь человека и его игр…

» … как архангельский мужик
по своей и божьей воле
стал разумен и велик…»

                                              Антон Барабанщиков,
руководитель отдела проектов компании Мир Хобби,
поэма «Алексей Юшин». 

Хейзинга считал, что игра не может быть редуцированна к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается еще у животных. Напротив сама культура (речь, миф, культ, наука), по его мнению, имеет игровую природу. И без поддержания определенного игрового элемента она вообще не возможна. Сущность игры, считал Хейзинга, нельзя сводить к несерьезности так как играющие животные в отличии от человека не смеются (в этом отношении  многие киевские гики настоящие животные). Являясь свободным действием без принуждения, игра, вместе с тем, имеет строгий игровой порядок (так называемый кодекс Смайлика). Суть игры Хейзинга определил как состязание, а влияние в ней удачи как  проявление воли богов.

Понятие игры встречается у всех народов. Начиная с языка античной цивилизации, где игра обозначается тремя способами как пайдиа («ребячество»), атюрма («ерунда») и агон («состязание»). Как мы видим, уже тогда,  игры, соответственно, делились на патигеймы, америтреш (игры атлантической школы) и евро. И уже тогда, замечает исследователь античности Болкейстен, противопоставляли пайдиу  и агон (то есть пати и евро геймы).

Разные слова для обозначение игры встречались и в санскрите: kridati (игры для детей, животных и вечеринок), divyati (бросать кости, играть в амиретреш), tandeln (подражать высмеивая, играть в варгеймы). В японском игра совпадает с вежливостью, а  в семитских языках с издевательством — вывод с кем играть, а с кем нет напрашивается сам собой.

Состязание (то есть игра) возвышает распрю до культурного уровня, подразумевая уважение к противнику и понятие чести. Это можно наблюдать на примере рыцарских турниров средневековья, где изначально кровавая борьба выродилась в состязание на показ. Рассматривая судопроизводство, Хейзинга также замечает там элемент игры, лицедейства (мантии и парики) и состязания (тяжбы). В античности неотъемлемым элементом любого суда так же являлась случайность и жребий богов. К слову сказать, иной раз в судах возникает меньше прений, чем между гиками при игре в настольную Цивилизацию Сида Мейера.

Минск. Троицкая Набережная.
На лавочке сидит девушка в короткой юбке и в колготах в клеточку.
Подходит мужчина и, показывая на клеточки, спрашивает:
—  А куда ведут эти пути-дорожки?
 — В космос…
 — А можно туда запустить космонавта?
— Да. Но, только если он будет в скафандре.

                                                                                                                                                                                   Анекдот про белорусский скафандр.

Предок… Жизнь, как известно, зародилась в воде. Но поскольку далеко не вовсе игры, как вы догадались, можно играть под водой, предку Человека Играющего пришлось все же выбраться в  прибрежную полосу. Предпочитал он, по-видимому, эструарии —  места где полноводные реки впадают друг в друга и море (ближайший к нам, самый яркий пример — Самара впадает  в Волгу). Такие места всегда были богаты природной энергией течений, приливов и отливов и насыщенны полезными веществами. А в случае с Россией (с ее бездорожьем и распутьем) еще и служат еще и хорошими  транспортными артериями (что важно при доставке новых игр).

«Недоблогер»,  как его называли ученые, уже, похоже, имел те же  органы что и современный блогер и выглядел точно так же. Отличало же его лишь полное отсутствие чувства юмора. И так же как у многих других обитателей эструария — бесчелюстных рыб, амфибий и рептилий, у предка Homo Ludens на лбу должен сохранится теменной глаз. Этот третий глаз у него мог быть скрыт, как внутри черепа, так и за солнечными очками. Остатки этого, русского пра блогера (а иногда и его целиком)  можно встретить при археологических раскопках, строительстве зданий и дорог от Самары до Владикавказа.


Как то раз, Беллефонт- Пегасов Наездник попал на Глюк (что в галактике Кин-дза-дза)
— А сколько на Глюке стоит Гравицапа? — спросил он.
 — Пол КЦ. То есть пол спички — ответили ему.
— Эх, а я то отдал целую коробку — расстроился Пегасов Наездник.
Правда коробку «Голливуда» [?!] — тут же обрадованно вспомнил он.

Реальный случай.

Человек — это канат натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью, говорил Ницше оправдывая для себя существования людей. Что такое обезьяна в отношении человека? — посмешище или мучительный позор; и тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором; восклицал великий нигилист при виде казуалов [то есть всех своих современников]. А  признавался Ницше в своей любви лишь тем кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда- нибудь жил сверхчеловек. Тем кто трудится и изобретает чтобы построить жилище для сверхчеловека и подготовить к его приходу землю, животных и растений. Таких людей, позже, Стругацкие, просто и со вкусом, назовут — Прогрессорами. А помогали у них эти самые Прогрессоры приходу ни кого нибудь а именно Homo ludens. При чем Стругацкие отличали Человека Играющего от  Людена —  того же сверхчеловека но подчиняющегося лишь Разуму — то есть играющему в сухие абстрактные евро геймы и потерявшими связь с остальным человечеством.

Так на  кого (или даже на что) будут похожи  Homo Ludens? Когда они придут? И не пришли ли они уже? Вопрос остается открытым… Единственное что должно произойти в любом случае — это то что Homo Ludens  в любом случае должны остаться людьми.

3 комментария на «Постчеловек — Человек Играющий.»

  1. А мне было бы интересно развитие этой мысли Йохана в контексте современных настольных игр:

    «Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще. Животные играют — точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных. Стоит лишь понаблюдать, как резвятся щенята, чтобы в их веселой возне приметить все эти особенности. Они побуждают друг друга к игре посредством особого рода церемониала поз и движений. Они соблюдают правило не прокусить друг другу ухо. Они притворяются, что до крайности обозлены. И самое главное: все это они явно воспринимают как в высшей степени шуточное занятие и испытывают при этом огромное удовольствие. Щенячьи игры и шалости — лишь один из самых простых видов тех игр, которые бытуют среди животных. Есть у них игры и гораздо более высокие и изощренные по своему содержанию..»

      Цитировать  Ответить

  2. Lesnik:

    Я вот не знаю, кто тут и куда эволюционирует, но по сравнению с вот этим рисунком эпохи викингов мое времяпрепровождение совершенно не изменилось
    .

    (если кто подскажет, как вместо ссылки картинку сюда вставлять, буду премного благодарен)

      Цитировать  Ответить

  3. Lesnik,

    Можешь использовать
    img src=»URL», заключив в теги < />

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *