Игросфера 2017. Впечатления от первых дней.

Больше 3 лет я молчал. Может дело в том, что я перестал считать данный формат блога эффективным в деле распространения любви к настольным играм, ведь играть намного лучше, чем писать. Но скорей всего, мне просто не хватает времени на всё и приоритеты расставляются не лучшим для Смайлосферы образом. Мне не стали менее интересны настольные игры, да и поиграть удается довольно часто, как в новинки, так и в проверенные временем шедевры. Разве что приобретать новые игры я стал несколько меньше, стараясь брать только то, что очень сильно зацепило (например, весь Imperial Assault).

Фестиваль Игросфера 2017 также не организовывался больше 3 лет.

 

Об организации

И уже нет всей прежней аудитории, а новую еще предстоит сформировать, нет российских издательств с их явно большими возможностями, а из западных была только IELLO в лице Вирджинии Гилсон (эта очаровательная и умная Chef de projets — большая удача для IELLO и, надеюсь, для Игросферы 2017),  Проводился фестиваль в том же Дворце Искусств на Коперника во Львове, что означало — центр красивого города, в который легко добраться, много места для презентаций и игр. И, конечно, множество детей.

Довольно затратно и рискованно, но ведь недаром мы все игроки, На подобный шаг нужно было решиться. Это был сильный поступок, сравнимый с организацией самого первого фестиваля. Во всяком случае, я так думаю. Мне удалось побывать там лишь в первые дни (к сожалению уже в пятницу вечером мой железный конь вовсю мчал домой в Киев, чтобы успеть к началу боевого рабочего дежурства), поэтому очевидно что-то упущено, и я заранее прошу прощения за все не сыгранные партии, не взятые интервью, не купленные настольные игры, не пройденные вместе километры по чудесному городу и не выпитый кофе. Я не уверен, что Смайлосфера окончательно проснется, но Игросфера — снова единственный фестиваль настольных игр в нашей стране на данный момент и здесь нет другого пути, кроме как вперёд. Еще можно вспомнить КомикКон в Киеве, но, все-таки, настольные игры там довесок, а не стержень.

Не могу не отметить, что настольных гиков было до обидного мало, да и те в качестве авторов, аниматоров, продавцов. На то есть две причины, на мой взгляд, если, конечно допустить, что в выходные ситуация не изменилась, чего я знать не могу в силу приведенных выше обстоятельств.

Первая — для гиков все также мало интересного. Да, это не Эссен и не ГенКон, но просматривая список конвентов в той же Польше их можно обнаружить 4! Все так же мало новинок (но они есть), все также мало гиковских игр по хорошим ценам, хотя некоторые и были представлены; чувствовалась в этом какая-то отчаянная бравада: нет гиков, а мы все равно есть. Также было немало украинских локализаций зарубежных хитов, вроде «Codenames» и «Colt Express». Правда, открытых коробок ни тех, ни других я не заметил и с этим мог бы помочь, как и многие потенциальные посетители-гики.

Дети — это прекрасно, но все-таки настольные игры не только для детей. Более того — по большей части они не для детей, если не считать ими бородатых дядей, конечно. Хотя стоит отметить, что новичкам из бородатого племени должно было понравится также, а это большой плюс. Было много казуальных, полу-абстрактных, психологических игр, ведущие и аниматоры отлично делали свою работу. Не могу, правда, оценить это во время возможного всплеска посещаемости выходного дня, но верю, что справились. Если целевая аудитория — дети и новички, то все ОК, но тогда это не фестиваль настольных игр, а большая детская ярмарка-игротека. С точки зрения посетителя, потому что авторам настольных игр (участникам, а не посетителям феста) была предоставлена чудесная возможность и об этом я расскажу отдельно.

 

Ничего подобного не сделать IGames одним, они же не Asmodee. Насколько я видел, участников было немного и помощи валаров я тоже не заметил (повторюсь — Вирджиния чудесна, но это совсем не тоже самое, что полноценное участие издательства в подобном событии). Возможно, стоит продавать билеты на Игросферу, 20 грн / день с детского форума явно недостаточны. Эссеновские 11 евро — многовато, но 5 вполне доступно (КомикКон, например, ставит 250 грн. и это не сильно отпугивает). Да, возможно, детской аудитории тогда станет меньше, но это путь в сторону гиковского конвента.

Вторая причина в том, что старых сообществ, даже в зачаточном виде, как раньше (да, я имею в виду Д6) теперь нет, а те новые, что я вижу, либо коммерчески направленные, либо локально привязаны к какому-то клубу, иногда — к своей маленькой игровой ячейке. Будет здорово, если кто-то из них также ответит на вопрос — почему поездка на Игросферу 2017 не показалась достаточной интересной, чтобы выйти из зоны комфорта, ведь я вполне могу ошибаться. В тот же Меджибож или ранее во Львов мы брали немалое количество игр с собой. Да, допустим, мы приехали бы на фест и ничего для себя там не нашли, но ведь были бы еще и чудесный город, и возможность встретиться друг с другом, поиграть пусть не в какие-то горячие новинки сразу с печатного станка, но в давно желанную игру вполне — ведь у каждого из нас есть своя коллекция и очень часто там можно найти что-то достойное внимания. Я вспоминаю, как замечательно Нюсечка устраивала Настолкокемпы (не знаю как сейчас, но уже три года назад это было регулярным явлением), у нас подобный номер так и не получился (или я чего-то не знаю).

Да, второе напрямую зависит от первого, но и в обратную сторону это тоже работает.

 

О неизданных играх

Как я уже говорил прежний конкурс разработок настольных игр отменили и это здорово. Прототипы часто сложно объективно оценить самому матерому игроку, ведь механика еще не до конца выверена, оформление сильно отличается от стандартов изданных игр. Что нельзя сказать про издателя — он сразу видит во сколько может обойтись игра с миниатюрами или насколько перспективны и оригинальны идеи игровой механики. Потому что это его работа. И в этом направлении был сделан шаг вперед — Virginie Gilson от IELLO настоящий профессионал своего дела, несмотря на милую внешность. Плохо только, если IELLO — это единственное издательство, которое выбирало игры для издания в будущем.

 

Когда-то я уже писал, что Шпиль, ГенКон и прочие не дают наград прототипам игр, но их премии изданным ценятся очень высоко в мировом сообществе настолкогиков. Подобный конкурс зависит от представленных издательств, ограничиваться лишь украинскими разработками, мне кажется, стоит лишь в соответствующей номинации. Другими словами, пока издательства с мировым именем не будут представлены на конвенте в достаточном количестве, это нововведение невозможно, как бы мне не хотелось.

Может, сказалось малое количество участников, но места для презентаций было достаточно, авторы могли и представляли свои игры, организовывали турниры. О тех немногих, в которые успел сыграть или хотя бы посмотреть и пойдет речь ниже.

 

En garde

Это игра Александра Ушана, который известен прежде всего как автор очень успешной и переведенной на многие языки «Находки для шпиона». И она совершенно иная, что доказывает разноплановость автора. Я когда-то уже писал об этой игре и сейчас она стала лучше, обросла тремя вариантами правил (издатель, наверняка сможет включить все или выбрать лишь один). Механика проста, но любит умных игроков, полагающихся на блеф и просчет. Вы — фехтовальщик и владеете определенными приемами, решайте когда колоть, когда ринутся в дерзкий и рискованный флеш, а когда уйти в защиту или отступить назад. Приемов — 6, как раз по числу граней кубика, каждое из них требует скинуть соответствующий кубик или карту, с руки (которая крайне ограничена, ведь это Ваши секретные приемы). Отступать можно всегда, просто скинув один из кубиков вместо броска, что иллюстрирует усталость спортсмена, но тогда инициатива останется у противника, да и фехтовальная дорожка конечна и выход за ее грань — проигрыш.
Есть еще вариант с картами вместо кубиков, но мне он показался чересчур просчитываемым — нужно хорошо знать игру, маленькая ошибка в самом начале приведет к поражению. То ли дело с добором карты каждый раунд — фехтовальщик немного переводит дух и снова фортуна в Ваших руках. В общем, именно этот вариант быстрого, но не подверженного случайностям дуэльного филера я могу смело рекомендовать не только для любителей данной темы, но и просто как хорошую маленькую игру. Когда играл, я невольно вспоминал фильм «Miekkailija», ощущал в руках шпагу и такую короткую дорожку под ногами, при том, что, как мы видим на фото, оформление явно не в законченном виде.

 

Коза Ностра

Игра на сбор комбинаций. Я к своему удивлению не обнаружил фото этой игры, а там вполне приличные иллюстрации на картах. В ней надо собрать сет из мафиози: от дона до обычного гангстера. Собирать их необходимо взакрытую на столе. Оппонент может сыграть карты и рушить планы соперника, то забирая карту из выбранных комбинаций, то влияя на руку оппонента. Филлер, в котором блеф — ключ к успеху.

 

Находка для шпиона

(другие версии) 

Тоже игра Саши Ушана. Есть вроде два рабочих варианта: ассоциации и 2 джедая против слуг Императора. Весело, быстро, отличный выбор для большой компании. Но пока слишком мало отличается от первой «Находки». Все также надо вычислить «того парня», если ошибетесь — проиграете. А вот как это делать отличается от версий — с ассоциациями глубже всего, с джедаями — не могло мне не понравится, так любящему «Звездные Войны».
Перспективно, хоть и эксплуатирует прежние идеи.

 

Ливония

Не смог сыграть в неё, но мне показалась очень достойной альтернативой «Tales of the Arabian Nights», во всяком случае в будущем, так как она еще в разработке. Уже есть некоторые предыстории, персонажи, предметы, поле, механики взаимодействия. Такая себе интерактивная книжка про средневековых рыцарей и прекрасных дам. Это кооперативная ролевая игра, но прежде всего — она повествовательная, как и пишут сами авторы. К слову у них есть свой сайт, и можно связаться с ними и сыграть при желании. Приятное впечатление производит, что арты не вытянуты из Интернета, а антураж проработан, основываясь на реальных исторических фактах. Это большой проект, который пока ребята пытаются тянуть сами.
Бажаю успіхів цим лицарям з великим настільним серцем!

 

Об играх, которые изданы

Изданные игры пользовались большим вниманием с моей стороны, но все равно я мало успел и кого-то явно не упомяну. Я даже не успел сыграть в «Выкрутайс», только видел как весело режутся в него взрослые и дети. Участники явно учли, что детская аудитория будет доминирующей и было представлено много простых, развивающих игр.

FEELINDIGO и BombatGame (у каждого издательства из представленных ниже есть сайт, где можно детальней ознакомится с ассортиментом) лучше всех были к этому готовы, что и неудивительно, ведь в их портфелях почти все игры — детские. В некоторые я сыграл и вкратце пройдусь по каждой.

 

Калибр .45

(автор А. Ушан, изд. Dead Project)

Игра про ковбоев — это почти как игра про космос, какие-то невидимые струны души начинают наигрывать небезызвестные мелодии Морриконе и хочется в прерию, на коне, с винтовкой и парой верных револьверов, У вас есть ковбой (хотя по мне — это скорее бандит) с его личным оружием, которое ограничено числом выстрелов за ход. Также у вас есть карты, как на руке, так и в своей колоде, которая формируется из 4 карт каждый ход. Можно и нужно основательно вооружиться, используя эти карты, а потом идти грабить поезда. Но другие ковбои тоже не прочь составить вам компанию и вполне могут перестрелять друг друга за крупную добычу или просто ради забавы. Как в недавнем «Free Fire». Для этого играются карты с руки, будь-то просто выстрелы (их можно объединять в один ход и сделать максимальное для нашего оружия количество выстрелов) или специальные карты, вроде Мустанга или Десперадо.

Сама же игра представляется мне упрощенным «Спартаком», потому что самое интересное здесь — договариваться с противниками. О том, как поделить награду за голову вот того в желтой футболке или как ограбить вместе золотой поезд или еще о чем угодно, что придет в голову. И вот если вовремя поступить как настоящий головорез и вчерашнего союзника пристрелить на дуэли или попросту объединится с бывшим врагом, тогда заветный миллион долларов — будет наш.

 

Pingolo

(локализация на украинский)

Это вариация игры для тренировки памяти. Есть два кубика, каждая грань соответствует определенному цвету. Также есть пингвины, которые скрывают под собой разноцветные колпачки. В свой ход можно приподнять пингвинчика и посмотреть цвет колпачка, если угадал — получай его на свой трек победных очков. По достижении 6 — ты выиграл. Отличная игра для детей и неплохо взбодрит их родителей. Тут особенность есть интересная для подобных игр — можно проявлять агрессию и забирать пингвина с чужого трека ПО, если угадываешь цвет колпачка под ним. Ребенок может обидеться, если играть с ним таким образом, но добавит остроты взрослым, бросившим вызов друг другу.

 

Профессор Эврика

(локализация на украинский)

Как и предыдущая является локализацией зарубежной разработки. В общем-то снова игра на развитие, та же целевая аудитория. Вытягиваете карточку, берете свои пробирки и составляете такую же комбинацию. Штука в том, что это можно делать, только перемещая шарики из одной пробирки в другую. «Ханойская башня», только ярче и по-моему проще.

 

Kingdomino

(локализация на украинский)

Вот эта игра Бруно Катала уже не детская, в нее могут с удовольствием играть и родители. Это не игра для настольщиков (разве что, как филлер), но вполне достойная семейная игра. Ваша задача построить свое королевство, делая ставки на тайлы в общем пуле. Немного похоже на домино, немного на «Каркассон». Просто, быстро, красиво оформлено. Не для гиков, но для людей :).

 

Выкрутайс

(локализация на украинский)

IGames выпустили локализацию веселой игры IceCool. Механика щелчковая, известная многим по «Чапаеву», который в свою очередь явно отходит корнями к «Carrom». Вышло таких игр много,я могу вспомнить только «Catacombs» и «Настолье», но их больше сотни. Что отличает именно эту? Собственно, выкрутайсом — фишка должна так лихо закрутиться, чтобы пройти двери и зацепить «рыбку». На мой взгляд, игра дружелюбнее к ребенку, и в ней нет усложняющих правил, которые могут отпугнуть взрослого, далекого от настольных игр.
Да, и эта игра явно не гиковская, но даже гики вряд ли откажутся повыкрутайсить партию-другую.

 

Серый кардинал

(собственная разработка IGames)

Карточная игра, в своей механике имеющая сбор комбинаций из вытянутых, но не взятых на руку карт. Можно вытянуть одну карту, а далее решить брать её к себе в сет или тянуть еще одну и забрать уже обе, и так далее, главное чтобы карта была меньше номиналом. Также можно обменять все вытянутые карты (или карту, если вы не рискнули тянуть дальше) на одну карту оппонента, а при одинаковых номиналах можно её просто убрать. Кроме того каждая карта имеет свои особенности, так, например, бард (номиналом 6) заставляет при обмене брать именно его. Способность будет работать только если таких карт больше, чем у оппонента, да и работает она раз в ход, но от того как вы распоряжаетесь умениями и зависит победа.

Тема мне показалась несколько притянутой, но оформление красивое и картами приятно играть. Упакована в прекрасную маленькую жестяную коробочку. Немного напомнила «Port Royal», но слишком другая, чтобы сказать, что лучше. Хорошо и быстро играется вдвоем, масштабируется до 4 игроков.

 

Защитник короны

(собственная разработка Kilogames)

Стратегическая игра сильно напоминающая tower defense подобные игры на ПК и «Might&Magic: Showdown». Из настольного что-то есть от «Mage Wars», но совсем немного, ключевое здесь программирование действий и ближе всего мне представляется «Dungeon Lords» в фазе боя или «Star Wars: X-Wing Miniatures Game» в фазе планирования маневров.

В свой ход игрок получает 5 золота и две маны, далее выбирает из имеющихся на руках карт-отрядов и вводит их в игру за соответствующую цену. У каждого отряда есть показатели атаки, движения, жизни. Также их способность, значение победных очков и золота, которые получит визави, уничтоживший данный отряд. Игровой процесс довольно простой — выставляй карту, наблюдай, как разрешается конфликт в зависимости от показателей отрядов — ходить можно только по прямой на указанное число клеток, бить только стоящего впереди. Но это если бы не было магии. Магия может изменить запрограммированный ход событий неожиданным образом и помочь водрузить ваш стяг на крепостных стенах противника.

Я не успел как следует распробовать игру, но она атмосферная (присутствуют разные расы с разные свойствами), с компонентами достойного качества и незаурядной реализацией программирования действий. Лично мне не хватает азарта — ведь почти все просчитывается заранее и повлиять в фазу конфликта на игру уже нельзя, но это особенность базовой механики, а не самой игры.

Больше почитать о ней можно на соответствующей страничке издательства.

 

Вместо прощания

я говорю — «До зустрічі!». Игросфера 2017 не стала лучше прежней, она все еще не Speil даже в миниатюре и это не удивляет. Но, учитывая ситуацию в стране, организаторы сделали больше, чем когда-то. Я уверен, что фестиваль ждёт развитие. Мне бы хотелось видеть это развитие в сторону гиков, людей любящих настольные игры, а не детей с их родителями. Это два разных пути, следовать обеим сторонам Силы не удастся, но любой выбранный путь приведет к успеху. В одном случае будут еще больше развивающих, семейных, детских, компанейских игр, в другом — джедаи одержат вверх и у настольных сообществ откроется второе дыхание, появятся новые лица и крутой гиковский настольный конвент.

9 комментариев на «Игросфера 2017. Впечатления от первых дней.»

  1. У меня не получилось приехать в этот раз, потому что слишком поздно узнал, что Игросфера будет проводиться в этом году. Меня еще зимой пригласили в Питер на Граникон, который состоится на этой неделе, поэтому я готовился к другому мероприятию (выпросил неделю отпуска у начальника, нашел, где заночевать в Питере на все дни). На Львов у меня не хватило бы ни отпуска, ни средств.
    Фотографии с интересом отслеживал в интернете. На всех фотографиях видел только детей. Написал Спотти — в Львове он или нет и какая там обстановка. Оказалось, что он тоже не поехал. Закралось подозрение, что гики представлены только на стендах как аниматоры и продавцы. И это печально, конечно. Сам Львов я обожаю, и уверен, что моя поездка на Игросферу мне бы точно понравилась. Вот только вряд ли бы я сидел все дни на мероприятии, потому что, честно признаться, это не очень интересно… Только пообщаться хотелось бы. Но это можно делать и вечером.
    Очень надеюсь, что в следующем году организаторы проснутся чуть-чуть раньше, чтобы не в мае был анонс, а хотя бы зимой. И мне все равно, будет там IELLO или кто еще — я все равно приеду, так как соскучился по всем друзьям-украинцам

      Цитировать  Ответить

  2. Лесник:

    Во вторых, судя по описанию — мне просто таки срочно необходим «Калибр 45» — Спартак/Ковбои/Предательства-переговоры = заявка на игру мечты!!! ))

    и Во-Первых — столько раз упомянуть, насколько мила, очаровательна и восхитительна прекрасная Вирджиния, и не выложить не одной ее фотографии — это не честно, сэр!!!

      Цитировать  Ответить

  3. Богдана:

    Хотелось бы отметить, что весь каталог игр издательства FEELINDIGO был открыт. В любую из игр можно было сыграть.
    Скорее всего игру «Codenames» взял кто-то на стол себе:) Жаль, что Вам не удалось её пощупать. Был бы также интересен комментарий и по оригинальным играм издательства

      Цитировать  Ответить

  4. scafandr,
    Буду рад увидеться на каком-нибудь конвенте. В целом, твои подозрения верны, но фест действительно может быть просто поводом встретиться всем вместе.

      Цитировать  Ответить

  5. Лесник,
    Калибр я возьму на выходных, поиграем — партия там полчаса идет на 3-4 игроков, если слишком долго не договариваться.

    А касательно первого, то, конечно, я виноват — там було багато красунь, про яких я не згадав у пості. Можна подивитись альбоми в фб. До речі ось тобі лінк до фото і звернення Вірджінії з приводу Ігросфери.
    https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10154978165804934&set=a.10154971409404934.1073741838.640154933&type=3&theater

      Цитировать  Ответить

  6. Богдана,

    Это замечательно. Я не даром указал, что FEELINDIGO с BombatGames были лучше всех подготовлены к данному формату.
    И да, вероятно, что сыграл не во все ваши игры. Вот, у Ваших коллег вообще ни одной игры не успел посмотреть. На всё моего времени не хватило, за что извинился в самом начале.

      Цитировать  Ответить

  7. Жаль, что в наши игры Вы не успели поиграть, в следующий раз ждем у нас на стенде, тем более что «взрослых» игр у нас прибавится скоро:)

      Цитировать  Ответить

  8. Bombat Game (Ирина),

    Спасибо за приглашение, в следующий раз исправим это упущение.

      Цитировать  Ответить

  9. Роман:

    В основному діти були в робочі дні. Дорослі більше підтягнулись в суботу-неділю. Особисто я був в суботу з Ктулху Ворс, в неділю — з Зомбіцидом.

      Цитировать  Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *